В послевоенные годы политический режим ужесточает свой контроль над обществом.
Был произведен разрыв с политической традицией, установившейся после октября 1917 г., изменился подход к формированию идеологии (в ней усиливаются национально-патриотические мотивы, культ вождя и т.п.) и руководящих государственных и партийных кадров. Были воссозданы многие политические символы: гражданские и воинские звания, народные комиссары были преобразованы в министров.
Рабоче-Крестьянская Красная Армия была переименована в Советские Вооруженные Силы, ВКП(б) – в Коммунистическую партию Советского Союза. Параллельно со старыми партийными органами создавались новые структуры, подконтрольные только председателю Совета Министров, маршалу Сталину. Возросла роль Секретариата ЦК и Управления кадров ЦК партии.
Центром тоталитарной системы являлся вождь. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Осуществляется сакрализация верховной власти и ее носителей, создается культ вождей.
|
|
Заключительным этапом послевоенной истории стала смерть Генерального секретаря ЦК КПСС И.В.Сталина 5 марта 1953 года.
Святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий в патриаршем соборе произнес речь в день похорон вождя (9 марта): «Великого вождя нашего народа не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная…Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума…Память о нем незабвенна…Мы молились о нем, когда пришла весть об его тяжкой болезни. И теперь, когда его не стало, мы молимся о мире его бессмертной души…Молитва, преисполненная любви христианской, доходит до Бога. Мы веруем, что и наша молитва о почившем будет услышана Господом. И нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем вечную память».
История показала, что тоталитарная система обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов для достижения ограниченных целей (победы в войне, индустриализации) ценой лишений населения.
Привлекательности тоталитаризма способствовал страх индивида перед отчуждением, конкуренцией, безличными отношениями, свойственными рыночному обществу.
Усиление роли бюрократии происходит как результат всеобщего планирования и контроля.
В марте 1946 г. СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР (соответственно были переименованы СНК союзных республик). В феврале 1947 г. создаются комиссии законодательных предположений обеих палат Верховного Совета. В послевоенные годы этот орган принял ряд законов: о сельхозналоге, о государственных пенсиях, о расширении прав республик, о перестройке управления промышленностью, о реорганизации МТС и др. В конце 50-х гг. были утверждены положения о местных (сельских и районных) Советах.
|
|
Со второй половины 1953 г. по конец 50-х годов в СССР были проведены реформы, которые благотворно отразились как на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа.
Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах.
Главная причина поражения реформ – они не были подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули ее основу – командно-администратиную систему. Поэтому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачиваться усилиями как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом, номенклатурой.
В 1957 году начинают предприниматься попытки реформ управления народным хозяйством. Однако в характерном для административно-командной системы духе эта реформа преподносилась ее авторами как чудодейственный одномоментный акт, способный коренным образом изменить экономическую ситуацию в стране: разрушить ведомственную монополию, приблизить управление к местам, поднять их инициативу, сбалансировать экономическое развитие республик, регионов, укрепить внутри их хозяйственные связи, в итоге – ускорить экономическое развитие.
В области управления промышленностью отраслевой принцип в 1957 г. был заменен территориальным, были созданы экономические административные районы, управленческими органами в которых стали советы народного хозяйства (совнархозы).
Однако тенденция к децентрализации управления не смогла развиться, в ноябре 1962 г. число совнархозов было сокращено, в марте 1963 г. централизованная система управления вновь воссоздается: образуется Высший совет народного хозяйства, вставший над всей системой органов управления экономикой (включая Госплан, Госстрой и другие комитеты, заменившие в 1957 г. упраздненные министерства).
В сфере сельского хозяйства в послевоенный период были проведены две важнейшие реорганизации. Первая заключалась в ликвидации МТС и передаче сельхозтехники в собственность колхозов. Быстрая и немедленная передача (за выкуп) техники колхозам связывалась с повышением ими закупочных цен в 1953 – 1954 гг. Еще в августе 1953 г. был принят новый закон о сельхозналоге, который вводил погектарное (а не подоходное) обложение и облегчал налоговый пресс на хозяйства (коллективные и личные). В 1958 г. были отменены обязательные поставки колхозами сельхозпродукции; они были заменены государственными закупками, а закупочные цены повышены.
Вторая важная реформа осуществила очередное укрупнение колхозных хозяйств, создание «колхозных союзов», способных эффективно развивать индустриальную базу. Это преобразование позже стало производиться в рамках идеологии «сближения города и деревни». В связи с этим стоит реформа структуры правящей партии, органы которой в 1962 г. были разделены по территориальному признаку на городские (занимающиеся делами промышленности) и сельские. Реформа упразднила районные партийные организации, чьи полномочия переносились на «производственные зоны». Партийная реформа оказалась в явном противоречии с идеей «сближения города и деревни» и единства экономической системы.
Пленум ЦК КПСС в декабре 1957 г. принял также решения о переориентации работы профессиональных союзов, их включение в производственный процесс (конкретные задачи были определены: «борьба за экономию», проверки выполнения коллективных договоров, активизация производственных совещаний на предприятиях, контроль за сферой «соцбыта» и охраной труда). Партийно-советская система управления, трансформированная в военных условиях, после войны приобретает новые черты и вырабатывает новые механизмы.
|
|
Усиление партийного влияния на государственный аппарат и экономику сопровождалось усилением борьбы в руководстве страны, которая активизировалась после смерти И.Сталина.
Накопившиеся в послевоенное десятилетие изменения нашли свое отражение в Конституции СССР (о Совете Министров, о прокуратуре, о судебной системе, о расширении прав союзных республик и т.д.) и Конституции РСФСР.
Тенденция к наметившейся децентрализации управления экономикой, демократизации государственного управления, идея «социалистической законности», практика реабилитации нашли отражение в решениях XX съезда КПСС (февраль 1956 г.), на котором был прочитан «секретный доклад» Хрущева, посвященный анализу феномена «культа личности».
Последствия новой трактовки государственно-правовой истории СССР выразились в антисталинских и антисоветских выступлениях (осенью 1956 г.) в Венгрии и Польше, направленных на отрыв от «социалистического лагеря». Решения съезда дали идеологическое обоснование политике экономической децентрализации и «коллективному руководству» страной.
Расширение конституционных прав союзных и автономных республик в послевоенный период связывалось с экономическими преобразованиями, происходящими в них.
В 1954 – 1956 годы из союзного подчинения в ведение союзных республик было передано большое число промышленных предприятий. Были расширены права министерств союзных республик по управлению промышленностью: в мае 1955 г. был изменен порядок планирования и финансирования хозяйств союзных республик. Их советы министров стали сами утверждать планы производства и распределения, титульные списки капитального строительства, темпы увеличения численности работающих, роста производительности труда и фонда зарплаты.
|
|
В 1953 – 1960 годы возрастает удельный вес республиканских бюджетов в союзном бюджете, а также доля республиканских налогов. С 1955 года в союзном бюджете стали определяться лишь основные направления республиканских бюджетных расходов без их детализации.
Для координации межреспубликанской экономической политики в феврале 1957 года была образована Экономическая комиссия Совета Национальностей (для подготовки законопроектов, предложений и планов). В задачи Комиссии входило также согласование экономических интересов автономных республик.
В феврале 1957 года Верховный Совет СССР принял законы «Об отнесении к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов» и «Об отнесении к ведению союзных республик разрешения вопросов областного, краевого административно-территориального устройства». За верховными органами СССР закреплялось право установления Основ по этим отраслям законодательства.
На основании этих актов союзные республики произвели ряд территориальных преобразований и изменений в статусе национально-государственных образований. После XX съезда КПСС и реабилитации «осужденных народностей» в феврале 1957 г. была восстановлена Чечено-Ингушская АССР (в составе РСФСР), образованы Калмыцкая автономная область (в составе РСФСР), преобразованы: Кабардинская АССР в Кабардино-Балкарскую АССР, Черкесская автономная область – в Карачаево-Черкесскую автономную область.