Главные следствия из теории «Я»

Один из важнейших вкладов этого течения в психотерапию и консультирование состоит в том, что центральное место в кон­сультационном процессе занимает переживающий свой опыт индивидуум. Поскольку клиент имеет внутри самого себя и по­тенциал для своего развития, и осмысленное восприятие свое­го опыта, ответственность за изменения и обладание «центром оценивания» опыта тоже должны быть прерогативой клиента. Его внутренняя система отсчета обычно достаточно близка к «объективной реальности», так что консультант может осмыс­ленно доверяться тому, что говорит клиент. Тем не менее, кон­сультант должен постоянно себя спрашивать: «Что он пытает­ся высказать? И что это для него значит?» Тогда свое понима­ние воспринимаемого клиентом мира он сможет выказать ему неформальным образом. Такое положение дел способствует дальнейшему зарождению и кристаллизации чувств, ведущих к инсайту, который, в свою очередь, приводит к изменению планов и действий в позитивную сторону.

Еще одно следствие из принципа развития состоит в том, что отношение консультанта в ходе беседы должно быть настолько приязненным и терпимым, чтобы свести угрозу для «Я» клиента к минимуму. Снижение угрозы позволяет клиенту примириться с ранее неприемлемыми аспектами своей личности и выразить чув­ства, до того никогда не признаваемые. Встраивая в структуру своей самоорганизации дополнительные части своего опыта, ранее отрицаемого и искаженного, он оказывается в лучшем поло­жении для того, чтобы начать принимать других людей и достичь характеристик полностью функционирующей личности, как они описаны у Роджерса [252].

Третье следствие: эмоциональность консультационных взаимо­отношений является наиболее важным психотерапевтическим эле­ментом. Объем информации о клиенте, точность диагноза и пони­мание предыстории клиента, выходящие в некоторых теориях пси­хотерапии на первый план, лишь вторичны по сравнению с той «атмосферой», которая создается благодаря искренности консуль­танта, его приязни, теплу, сочувственному и чуткому пониманию. Меньше внимания уделяется тому, в каком направлении будет дви­гаться клиент, и больше — установлению взаимоотношений, при которых он сможет свободно и без тревоги совершать шаги в ис­следовании собственных чувств. Когда, скажем, такие взаимоот­ношения предлагаются «правонарушителю», можно ожидать, что у него произойдет прогресс в его социализации, так как он увидит, что для него это самый многообещающий выбор. Таким образом, упор на изменение базовых мотивов или стереотипов невелик. При­верженец теории «Я» заявляет, что подобное поведение автоматиче­ски изменяется в социально желательном направлении, когда вос­приятие у клиента приобретает более тонко организованную струк­туру и когда он открывает для себя более приемлемые способы удовлетворения своих потребностей наряду с потребностями обще­ства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: