Многогранный подход

Имеющиеся теории консультационного процесса и модели личности еще недостаточно полны и систематизированы, что­бы провести консультанта через лабиринт многогранных проблем, встречающихся в повседневной практике. Тем не менее добросо­вестный терапевт или консультант в своей профессиональной роли ученого-практикадолжен критически анализировать разнообраз­ные теории ради знакомства с идеями, которые расширят его кру­гозор и повысят его профессионализм.

По мере развития теории консультирования интуитивные динамические взгляды могут объединяться с более объектив­ными и аналитическими лабораторными подходами. Глубин­но-биографическая модель личности, сосредоточенная на внутренних побуждениях и импульсах к действию, может достичь согласования с теориями, в которых акцент ставится на перцеп­ционной матрице индивидуума в данный момент.

Дальнейшей разработки ждет вопрос о целях психотерапии. Обоснования этих целей в отношении тех личностей, у которых просматривается рабская зависимость индивидуума от собствен­ной внутренней предрасположенности и защитных механизмов в противопоставлении адаптивности, свободе выбора и потенциалу развития индивидуума, тоже нуждаются в прояснении.

И хотя не существует единого теоретического ключа для ре­шения всех проблем, многие теории все-таки бывают полезны в частных приложениях. Думающий консультант занимается теориями, стараясь распространить их на те проблемы, с кото­рыми сталкивается на разнообразных и сложных поворотах кон­сультационных взаимоотношений. Каждый профессиональный консультант и клиницист обязан постоянно работать над совер­шенствованием своих концептуальных моделей.

Проблема разработки лаконичного и многогранного подхода к консультированию предполагает отбор концепций, которые при­жились в практике консультаций и оказываются эффективными при работе с большинством клиентов. Отбор моделей личности, согла­сованных с тем универсумом, в котором работает консультант, и от­бор методов, гармонирующих с личностью консультанта, расширя­ют его собственный поведенческий репертуар, атакже снабжают его терминологией и системой отсчета, благодаря которым он может формулировать, доводить до сведения клиента и проверять свои наблюдения, касающиеся консультационных взаимоотношений.

Изложенные ниже концепции представляют собой попытку сделать процесс консультирования и психотерапии более понят­ным для нас самих и, надеемся, для читателя. Эти идеи предлага­ются не в качестве «еще одной теории», а, скорее, в качестве ил­люстративного материала к попытке связать воедино различные мнения относительно структуры и функционирования человече­ских существ с целью сделать процессы психотерапии и консуль­тирования более понятными. Читательзаметитзначительные «за­имствования» из других теорий, каждая из которых является по-своему уникальной и ценной. На рис. 5 проиллюстрирован процесс, в ходе которого консультант формулирует и применяет на практике свои модели, составленные на основе многих имею­щихся теорий. Следует отметить, что в то время как психотера-

Теория\ Бихевиористская * / теория научения

Модель

личности

у консультанта

Общая

бихевиористская теория

Уникальные вариации и применения модели Рис. 5. Многогранный подход к модели личности

певтический психолог формулирует свою модель исходя из своих наблюдений и теоретических построений, на первом плане для него должен оставаться принцип неповторимости каждого отдель­ного клиента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: