На стадиях 4 и 5 осуществляется дальнейший анализ чувств, хотя многие разновидности консультационных проблем решаются уже на уровне эго-системы. Особенно это положение верно в отношении распространенных проблем выбора профессии/ образования, которые обычно укладываются в рамки рационального подхода.
Стадия 4 предусматривает анализ более глубоких установок по отношению к самому себе, локализующихся в системе «Я». Как показано на рис. 8, стадия 4 может затем трансформироваться в аспекты «проработки» на стадии 5.
В общем случае, консультационный процесс не включает в себя работу на стадии 5, предполагающей глубинную психотерапию на уровне системы внутренней защиты и системы ядра. Большинство психологических консультантов ни по своим личным качествам, ни по своему образованию не готовы к тому, чтобы иметь дело с интенсивными чувствами и запутанными проблемами фундаментальных характерологических структур личности. Более того, психологические консультанты обычно практикуют в таких учреждениях, как школы и колледжи, где административная политика и ограничения по времени не позволяют им работать на стадии 5.
|
|
Критерии для анализа на уровне глубоких чувств
Чтобы помочь психотерапевту определить, насколько глубокие уровни личности допустимо затрагивать в работе с клиентом, предлагаются следующие критерии:
1. Характер и тяжесть симптомов клиента. Например, иллюзорное мышление почти всегда свидетельствует о психическом расстройстве. Истерические выходки, в которых выплескивается неконтролируемая тревога или враждебность, — еще один пример ситуации, выходящей за рамки психологического консультирования и в большинстве случаев требующей интенсивной психотерапии.
2. Продолжительность и устойчивость симптомов. Если некое поведение, например совершение краж, устойчиво и труднообъяснимо с помощью имеющихся данных, высока вероятность, что речь идет о патологическом процессе.
3. Характер предрасполагающего и провоцирующего жизненного опыта. Некоторые клиенты за короткое время переживают ряд тяжелых психических травм, например смерть родственников, развод, одиночество, а также множество мелких стрессовых событий. Подобные переживания зачастую порождают у клиента больше эмоций, чем он мог бы контролировать в ходе беседы.
4. Стабильность в прошлом и функционирование систем защиты. Клиенту, в прошлом стабильному и имеющему адекватную систему защиты, как правило, можно позволить выражать более глубокие чувства, нежели клиенту с более пестрой психологической биографией.
5. Резистентностъ к психотерапии. Резистентность к углублению анализа и к зондированию со стороны консультанта — весьма надежный индикатор эмоциональной уязвимости клиента и ригидности его системы защиты.
|
|
6. Уровень и адекватность подготовки консультанта или психотерапевта. Вообще говоря, существует прямая зависимость между объемом подготовки и опытностью консультанта или психотерапевта, с одной стороны, и глубиной, до которой может доходить процесс, с другой стороны.
7. Проблемы самого консультанта или психотерапевта. Нередко консультант не в силах справиться с эмоциями, так как чувства клиента задевают его собственные больные места. Данное обстоятельство должно удерживать консультанта от погружения в аналогичные чувства клиента.
8. Допустимая продолжительность консультаций. Время, отводимое на сеансы консультирования или психотерапии, имеет большое значение: чем глубже уровень погружения в чувства, тем больше времени необходимо затратить на их проработку. Речь может идти о сотне часов и более.
9. Административная политика в отношении психотерапии. Администраторы зачастую диктуют психотерапевту общие указания о том, насколько далеко он может заходить, зондируя чувства и позволяя клиенту выражать себя. Особенно это верно в случае государственных школ, где так называемым персональным консультантам приходится учитывать установки родителей и администрации наряду со всевозможными техническими проблемами.