Одним из важных детерминантов раппорта является обстановка в комнате, особенно занимаемые консультантом и клиентом места. По этой причине на рис. 17 для иллюстрации достоинств и недостатков различных вариантов изображено несколько схем рассадки. В примере^ стол выступает в качестве барьера для коммуникации и в качестве символа авторитета. Вообще говоря, схема А не рекомендуется.
Некоторые консультанты предпочитают полностью выйти из-за стола и усесться в положении, предполагающем равенство, как в примере В. Иногда это смущает клиентов, которые чувствовали бы себя безопасней, несколько отгородившись столом. Впрочем, если сиденья ориентированы не в точности друг на друга, эта неловкость смягчается.
Мы предпочитаем схему примера С, в которой клиент получа-еттолику безопасности, так как частично загорожен столом; но в тоже самое время стол не является препятствием для коммуникации. Схема С допускает тесное общение, однако обеспечивает необходимую эмоциональную безопасность.
Другие аспекты физической обстановки, по-видимому, следует принимать такими, какие они есть. К сожалению, судя по нашему опыту, консультанты зачастую вообще не обращают на них внимание. Например, можно считать аксиомой, что клиента нельзя усаживать против света. Это значит, что вы, если уж вынуждены усадить клиента лицом к окну, должны опустить жалюзи или задернуть шторы.
Еще одно соображение касается характеристик мебели для клиента. Консультационные взаимоотношения, по всей видимости, только выиграют, если установить большие комфортабельные кресла, одинаковые для клиента и консультанта. Такой вариант довольно сильно отличается от традиционного, когда консультант сидит в комфортабельном вращающемся кресле, а клиенту предлагает простой стул.