Общие принципы
Термин «руководство» употребляется нами в двух значениях. Во время работы с клиентом имеет большое значение, во-первых, насколько консультант опережает или не опережает мышление клиента, а во-вторых, в какой степени консультант направляет мышление и «подталкивает» клиента принять соображения консультанта [57]. Бюгенталь [46] пользуется термином «влияние» (impact), чтобы обозначить воздействие консультанта на клиента и на процесс беседы. Вопросы консультанта, например, будут иметь значительное влияние по сравнению с такими междометиями согласия, как «угу» или «да-да». Молчание будет иметь меньшее влияние, чем руководство.
Робинсон употребляет термин «руководство» в ином, но родственном смысле. Робинсон понимает руководство в консультировании как средство при «совместной работе, подобно единой команде, когда высказывания консультанта становятся для клиента указаниями на следующую позицию, которую он теперь готов принять» [247, р. 66]. Кроме того, Робинсон сравнивает руководство с передачей паса на футбольном поле, так что траектория принимающего пас игрока и траектория летящего мяча пересекаются в нужный момент. Все методы можно ранжировать в соответствии с мерой осуществляемого в них руководства, однако в данном разделе мы ограничимся обсуждением руководства вообще, как технического метода в консультировании.
|
|
Ценность руководства заключается в том, что консультант располагает возможностью оставлять у себя или передавать клиенту разную меру ответственности за ход консультационной беседы, а также стимулировать мышление клиента.