Окончание беседы

В литературе по консультированию содержится очень мал©[ информации об искусстве завершения беседы. И всежебольшин4 ство консультантов согласились бы, как важно, чтобы беседа была'-доведена до ясного завершения, а не зависла в воздухе, заставляя1 клиента подумать, что в ней так ничего и не было достигнуто.!; Начинающие консультанты жалуются, что завершение беседы — одна из самых трудных для них задач.

Ссылка на ограничения по времени является весьма естествен"-ным способом напомнить клиенту, что пора заканчивать. Ка­кой бы ни была продолжительность беседы, важно, чтобы кон­сультант в самом ее начале сообщил клиенту о фиксированном сроке ее окончания. В клинических условиях стандартом явля­ется период сорок пять или пятьдесят минут. В других условиях, например, в государственной школе, уместней могут оказаться гораздо более короткие сеансы. Продолжительность сеансов — это вопрос административной политики, загруженности кон­сультанта, а также целей беседы.

Вообще говоря, считается, что для разработки наиболее на­пряженных проблем клиента необходимы, как минимум, сорок пять минут. Это дает клиенту несколько минут для «разогрева», пока он медленно настраивается на основное содержание бесе­ды и собирает разрозненные нити прошлых сеансов, а также оставляет ему несколько минут в конце, чтобы «собраться с ду­хом». Особенно это бывает необходимо после сеанса терапевтических консультаций с глубоким погружением в сферу чувств. Желательно помочь клиенту восстановить перед уходом комфорт­ное эмоциональное состояние.

Однако в школьном консультировании ограничения по вре­мени и загруженность консультанта зачастую вынуждают его от­водить на формулировку и решение проблем сеанс продолжитель­ностью десять-пятнадцать минут. Как бы то ни было, коль скоро ограничения по времени установлены, можно уверенней присту­пать к успешному завершению беседы. Например, в конце бесе­ды можно снова, вернуться к вопросу сроков с помощью таких высказываний, как: «Наше время практически истекло; когда бы вы хотели снова встретиться?», или «Ну что ж, на сегодня, по­жалуй, хватит», или «Похоже, мы подошли к концу сеанса». Тем самым обеспечивается легкий переход к календарю, к дверям или к столику регистраторши.

Обобщение является вторым средством завершения беседы. Это могут сделать консультант или сам клиент, или оба вместе. Когда консультант видит, что сеанс скоро кончится, он может сам резюмировать существенные элементы состоявшейся бесе­ды. И опять же, может применяться техника заключительного отображения чувств — в том случае, если консультант располо­жен резюмировать существенные чувства, выраженные клиен­том в ходе беседы. Можно также подвести тематические итоги беседы, вспомнив ее основное содержание.

Из литературы по консультированию явствует, что широко также распространено подведение итогов беседы клиентом. Консультант просит клиента резюмировать ключевые идеи и чувства следующим образом: «Расскажите мне, какой вам те­перь видится ваша ситуация?» или «Давайте вы теперь расска­жете мне, что, по вашему мнению, вы сможете извлечь из на­шей беседы».

Консультант обычно предваряет совместное подведение ито­гов примерно таким высказыванием: «А что, если нам рассмот­реть, к чему мы сегодня пришли? Мне помнится, мы говорили о... Может быть, вы расскажете, как вы на это смотрите?».

Обращение к будущему — это третий и довольно изящный способ для консультанта закончить беседу. При этом также де­лается указание на его желание сохранить взаимоотношения, когда он в своих словах ссылается на предстоящие встречи с клиентом. Он может сказать примерно следующее: «Жаль, но на сегодня наше время почти истекло; Когда бы вы хотели сно­ва прийти ко мне?», «Давайте назначим очередную встречу в это же самое время на следующей неделе», «У меня свободно время в четверг в три часа и в пятницу в два. Когда вам удоб­ней?». Важно завершить беседу в теплой позитивной тонально­сти — обговорив точную дату и время, сказать прощальную фразу с уверенностью: «Прекрасно, в следующую пятницу в два часа я вас жду», а не с сомнением: «Так вы придете на сле­дующей неделе в два часа?».

Вставание зачастую служит убедительным способом указать на окончание беседы. В случае особенно трудных клиентов, например, страдающих навязчивым неврозом, таких, которые не хотят прекращать контакт, от консультанта может потребо­ваться встать, чтобы намек на окончание беседы стал совер­шенно неприкрытым. Это можно тактично осуществить в «нижней точке», прежде чем клиент получит шанс углубиться в следующую тему беседы. В более формальных ситуациях, особенно со взрослыми и в конце первой встречи, полезно так­же в качестве прощального жеста протянуть руку для рукопо­жатия.

Ненавязчивые жесты составляют пятую категорию намеков на окончание беседы. Хотя большинство консультационных контактов завершаются в назначенное время самым естествен­ным образом, некоторые разговорчивые клиенты никак не мо­гут остановиться. Консультанту не следует в таких случаях стес­няться применять определенные жесты, чтобы показать, что беседу пора кончать, и для клиента пришло время распрощать­ся. Например, консультант может опереться руками на колени и наклониться вперед, как бы собираясь встать, взглянуть на, наручные или настенные часы. Следует отметить, что предпо­чтительней не прибегать к распространенным способам проде­монстрировать свое нетерпение, невнимание, раздражение; не стоит перебирать бумаги на столе, намекая клиенту, что время вышло.

Проводить клиента к выходу и открыть для него дверь — удоб­ный способ вежливого и быстрого расставания. Элементарная вежливость требует, чтобы консультант поднялся вместе с кли­ентом и дошел с ним до дверей. Благодаря этому уйти клиенту гораздо легче, нежели в том случае, если бы консультант возло­жил все бремя завершения беседы на плечи клиента.

Резюмирующие заметки являются шестым полезным средст­вом для завершения беседы. В определенных видах консульта­ций, где принимаются важные решения, часть консультантов считает полезным вести по ходу беседы краткие заметки. Ино­гда они подкладывают под свой лист бумаги еще один лист через копирку, так что в конце сеанса клиент получает копию заметок консультанта. Особенно это полезно при профориентации, когда велико количество важной информации. Многие консультанты полагают, что клиент лучше запомнит содержание беседы, если они составят краткую сводку. Другие консультанты предлагают клиентам вести собственные заметки, тем самым поощряя у них независимость в действиях.

В качестве средства завершения может применяться метод «домашнихзаданий» или «предписаний». Херцберг [143] предла­гает использовать «социальные задания» — задания к следую­щему сеансу осуществить что-нибудь вроде записи в кружок народного танца. Салливан [295] тоже предлагает призывать клиента что-нибудь сделать в промежутке между сеансами. Примеры могут быть такими: «Прежде чем вы уйдете, я хотел бы предложить вам небольшое домашнее задание...» или «Не­плохо, если вы на досуге подумаете над следующими вопроса­ми, затронутыми в нашей сегодняшней беседе (следует их пе­речисление)».

Ктакому подходу с «заданиями» близко назначение тестов или договоренность о чтении литературы по специальности — когда проблема сводится в первую очередь к вопросам профориентации или выбора образования. Это еще один естественный способ за­вершить беседу. Следует подчеркнуть, что ее окончание осуще­ствляется при общем согласии и по предложению консультанта, оно не должно быть принудительным.

Важно, чтобы беседа кончалась на ноте позитивного плани­рования, когда клиент точно знает, что ему предстоит сделать. Если консультант не устранит неопределенность в вопросе пла­нов и своих ожиданий относительно клиента, он может спро­воцировать у него ощущение опасности и последующую тре­вожность.

Одно из правил для завершения беседы — начинать сокраще­ние интенсивности за несколько минут до запланированного сро­ка окончания. Консультант никогда не должен отпускать клиен­та, не позволив ему «собраться с духом» и привести в порядок чувства, взбудораженные в ходе беседы. Однако само это состоя­ние затрудняет для клиента уход с сеанса. Он склонен рассла­биться, почувствовав, что напряжение спало. Нередко у клиента достигается состояние полной непринужденности, и, возможно, он попытается задержать консультанта, предлагая новый инте­ресный материал. Консультант может как придерживаться свое­го графика, так и применить технику «еще пять минут». Эта тех­ника реализуется примерно так: «У меня есть еще несколько ми­нут до следующего сеанса. Я готов пожертвовать ими для вас. Если хотите, у вас есть еще пять минут. Потом мы должны будем закончить сегодняшний сеанс».

Консультант может также прийти к выводу, что появляющий­ся материал настолько важен, что стоит прибегнуть к схеме «до­полнительного часа», если, конечно, следующий час в его рас­писании случайно оказался свободен. Тогда он говорит: «Сле­дующий час у меня свободен; я вижу, что для вас этот вопрос очень важен. Так что нам, наверное, стоит уделить этому еще один час и ковать железо, пока горячо». Следующий час может оказаться чрезвычайно плодотворным, поскольку не исключе­но, что обычные защитные механизмы не были приведены в состояние готовности. Возможно, следовательно, что у клиента проявится редкая спонтанность. Судя по нашему опыту, зачас­тую в этот час наружу выходит такой материал, который, скорее всего, никогда бы не появился в обычных беседах, когда клиент в большей степени «подготовлен».

Нужно упомянуть одну из опасностей метода «дополнитель­ного часа». Коль скоро склонному к манипулированию клиенту был предоста&пен лишний час, он может попытаться снова и сно­ва пользоваться этой привилегией. Его резоном может быть — «Вы помогли мне тогда, так почему бы не сделать это еще раз?». Возможен также такой эффект, что клиент будет оставаться весь­ма поверхностным в первые часы, восстанови в свою защиту. Как бы то ни было, при осторожном применении данный метод бывает полезен.

Независимо от метода, применяемого для.завершения сеан­са, беседа должна кончаться на позитивной и дружелюбной ноте. Консультанту отнюдь не следует становиться холодным и нейт­ральным — с целью, скажем, уклониться от вынужденной не­обходимости решать за клиента, будет ли тот продолжать кон­сультироваться и когда придет снова.

В целом, методика завершения беседы должна быть спланиро­вана заранее и должна характеризоваться дружелюбием, опреде­ленностью и духом сотрудничества. Это необходимо для того, что­бы помочь клиенту чувствовать себя желанным гостем, знающим, чего он добился, знающим, что делать дальше, и осознающим, что он в сотрудничестве с консультантом участвовал в решении своей проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: