Положительные функции сопротивления

Кроме защитных функций, которые сопротивление выполня­ет для клиента, существует также полезная косвенная информа­ция, которую это явление дает консультанту. Сопротивление для консультанта — индикатор общего про гресса беседы и основа для диагностических и прогностических заключений. Выявление симптомов сопротивления — это первый шаг, позволяющий да­лее принять соответствующее решение о том, как их проигнори­ровать, снять или использовать.

Вторая полезная функция сопротивления — это возмож­ность для консультанта бросить взгляд внутрь защитных струк­тур клиента. Появление сопротивления говорит консультанту, что в данный момент клиент не хочет дальше анализировать какие-то конкретные чувства. Элементы личности, связанные с нравственными проблемами и системой глубоких убеждений, обычно имеют довольно жесткую защиту. Поэтому признаки сопротивления указывают консультанту, что он вторгается на табуированную территорию. Как только эти, связанные с угро­зой для личности, аспекты становятся известны, консультант получает ценную информацию для интерпретации. Сопротив­ление бывает намеком для консультанта, что терапевтическая полезность его работы исчерпана, и пора оформлять заверше­ние консультационного процесса. Роджерс [251] отмечает, что у клиента теплые и приязненные чувства к консультанту нередко сменяются негативными, едва он понимает, что больше не нуж­дается в терапевтических взаимоотношениях. Такие проявления сопротивления, следовательно, могут быть признаком необхо­димости завершить консультации.

Сопротивление служит для клиента защитным механизмом, помогая удерживать под контролем сильную тревогу и избе­гать разрушения защитных структур до тех пор, пока не уста­новится новое конструктивное поведение. В этом смысле сопротивление на ранних стадиях консультационного процесса зачастую выполняет полезную функцию стабилизирующего замедления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: