Функции тестов

Тесты помогают изучить личностные характеристики и про­блемы клиента, одновременно предоставляя клиенту полезную информацию о нем самом. Консультанту, выявляющему про­блемные области с помощью личностных опросников, опреде­лителей проблем и тестов темперамента, зачастую удается ускорить исследование проблем клиента и сэкономить время ис­следовательских сеансов.

Клиенты, приходящие на психотерапевтические и проф-ориентационные консультации, ждут, что им дадуттесты, что­бы они смогли больше узнать о себе. Естественно, они рассчи­тывают получить с помощью тестов прямые и полезные ответы. Для психолога в условиях клиники важнее может быть об­зорная функция тестирования, помогающего ему выработать гипотезы или проверить некоторые свои догадки о личности клиента. В этом случае клиент, проходящий тестирование, не обязательно рассчитывает, что ему сообщат результаты. Соб­ственно говоря, в клинических условиях некоторые интерпре­тации нередко кажутся клиенту лишь весьма загадочными и угрожающими.

Диагностическая функция тестов хорошо известна. Консуль­танты широко пользуются тестами для выявления, например, таких затруднений в чтении и обучении, для обнаружения ко­торых в ходе консультаций понадобилось бы несколько часов. Бордин [40] считает, что важной сферой, которую консуль­тант может анализировать с помощью тестов, является ощуще­ние реальности у клиента, когда клиент проверяет свои ожида­ния с помощью образцов собственного поведения при тестиро­вании. Точно так же, как человек проверяет свои спортивные способности посредством испытания, клиент может проверить свое восприятие своих способностей и качеств путем тестиро­вания. При такой сверке с реальностью побочным продуктом для клиента будет сформировавшееся у него желание глубже исследовать свою мотивацию и свои возможности.

Выявление кластеров интересов и ценностей — это еще одно применение тестов и опросников в консультировании. Обычно клиенты хорошо знают, какие интересы у них проявляются. Но они, например, плохо представляют себе, как выглядят в срав­нении с представителями изученных групп, таких как мужчины в целом или студентки колледжей. Именно благодаря опреде­лению относительной позиции в нормативном диапазоне тес­ты так полезны для оценивания интересов клиента, его способ­ностей, достижений и других личностных переменных. Итак, важный вопрос, на который тесты помогают ответить клиенту, суть следующий: «Как я выгляжу по сравнению с другими, с теми, с кем мне предстоит конкурировать?».

Третья важная функция тестов — прогнозирование. Тес­ты способностей служат инструментами, выявляющими мо­дели поведения. Выявленные модели поведения позволяют консультанту делать выводы о возможностях клиента успеш­но выполнить конкретный образовательный или професси­ональный план. Предсказания делаются в терминах вероятности успеха данной программы. Вероятности тесно связаны со специфическими вопросами валидности используемых те­стов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: