Тесты помогают изучить личностные характеристики и проблемы клиента, одновременно предоставляя клиенту полезную информацию о нем самом. Консультанту, выявляющему проблемные области с помощью личностных опросников, определителей проблем и тестов темперамента, зачастую удается ускорить исследование проблем клиента и сэкономить время исследовательских сеансов.
Клиенты, приходящие на психотерапевтические и проф-ориентационные консультации, ждут, что им дадуттесты, чтобы они смогли больше узнать о себе. Естественно, они рассчитывают получить с помощью тестов прямые и полезные ответы. Для психолога в условиях клиники важнее может быть обзорная функция тестирования, помогающего ему выработать гипотезы или проверить некоторые свои догадки о личности клиента. В этом случае клиент, проходящий тестирование, не обязательно рассчитывает, что ему сообщат результаты. Собственно говоря, в клинических условиях некоторые интерпретации нередко кажутся клиенту лишь весьма загадочными и угрожающими.
|
|
Диагностическая функция тестов хорошо известна. Консультанты широко пользуются тестами для выявления, например, таких затруднений в чтении и обучении, для обнаружения которых в ходе консультаций понадобилось бы несколько часов. Бордин [40] считает, что важной сферой, которую консультант может анализировать с помощью тестов, является ощущение реальности у клиента, когда клиент проверяет свои ожидания с помощью образцов собственного поведения при тестировании. Точно так же, как человек проверяет свои спортивные способности посредством испытания, клиент может проверить свое восприятие своих способностей и качеств путем тестирования. При такой сверке с реальностью побочным продуктом для клиента будет сформировавшееся у него желание глубже исследовать свою мотивацию и свои возможности.
Выявление кластеров интересов и ценностей — это еще одно применение тестов и опросников в консультировании. Обычно клиенты хорошо знают, какие интересы у них проявляются. Но они, например, плохо представляют себе, как выглядят в сравнении с представителями изученных групп, таких как мужчины в целом или студентки колледжей. Именно благодаря определению относительной позиции в нормативном диапазоне тесты так полезны для оценивания интересов клиента, его способностей, достижений и других личностных переменных. Итак, важный вопрос, на который тесты помогают ответить клиенту, суть следующий: «Как я выгляжу по сравнению с другими, с теми, с кем мне предстоит конкурировать?».
Третья важная функция тестов — прогнозирование. Тесты способностей служат инструментами, выявляющими модели поведения. Выявленные модели поведения позволяют консультанту делать выводы о возможностях клиента успешно выполнить конкретный образовательный или профессиональный план. Предсказания делаются в терминах вероятности успеха данной программы. Вероятности тесно связаны со специфическими вопросами валидности используемых тестов.