Виды особо охраняемых природных территорий

Государственные природный заповедник - особо охраняемая при­родная территория со статусом природоохранного и научного учреждения, целью деятельности которого являются сохранение и изучение на его тер­ритории естественного хода природных процессов и явлений, объектов рас­тительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем и их восстанов­ление.

Выделяют 4 признака заповедника:

— экологический, т. е. заповедник представляет собой участок пер­возданной природы, своеобразный эталон, не подвергшийся разрушитель­ному влиянию хозяйственной деятельности человека;

— географический - заповедник представляет собой либо редкий, либо типичный ландшафт;

— биологический - включает совокупность растительных и живот­ных сообществ, генофонд растений и животных;

— охранный - входит в состав особо охраняемых природных терри­торий.

Государственные природные заповедники имеют высшую категорию осо­бо охраняемых природных территорий республиканского значения.

В настоящее время в Республике Казахстан образованы следующие за­поведники:

1. Алакольский государственный природный заповедник.

2. Алматинский государственный природный заповедник.

3. Аксу-Джабаглинский государственный природный заповедник.

4. Барсакельмесский государственный природный заповедник.

5. Западно-Алтайский государственный природный заповедник.

6. Кургальджинский государственный природный заповедник.

7. Маркакольский государственный природный заповедник.

8. Наурзумский государственный природный заповедник.

9. Устюртский государственный природный заповедник

10. Каратауский государственный природный заповедник

Кроме того, действует Государственный историко-культурный и при­родный заповедник-музей «Тамгалы» в Алматинской области.

______________________________

310 Петров В. В. Указ. раб. С. 469-470. 438


Предполагается создание Тургайского, Бетпакдалинского, Прибалхаш-ского заповедников.

К основной деятельности государственных природных заповедников от­носятся:

1) обеспечение режима охраны и восстановления биологического разно­образия государственного природного заповедника и его охранной зоны;

2) организация и проведение научных исследований по изучению и мо­ниторингу экологических систем, объектов государственного природно-заповедного фонда, включая ведение Летописи природы;

3) проведение эколого-просветительной деятельности;

4) участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов, которые могут оказать вред­ное воздействие на экологические системы государственного природного заповедника;

5) регулирование использования территории государственного природ­ного заповедника и его охранной зоны в эколого-просветительных, научных и ограниченных туристских целях.

В государственных природных заповедниках, кроме обязательных мер особой охраны, запрещаются:

1) действия, изменяющие гидрологический режим территории;

2) строительство зданий (строений и сооружений), дорог, трубопрово­дов, линий электропередачи и других коммуникаций и объектов, не связан­ных с функционированием государственного природного заповедника;

3) геологоразведочные работы и добыча полезных ископаемых;

4) нарушение почвенного покрова, разрушение выходов минералов и обнажений горных пород;

5) все виды лесопользования, включая санитарные рубки и рубки ухода за лесом, заготовка пищевых, лекарственных и технических растений, цве­тов, семян, сенокошение, пастьба скота и другие виды пользования расти­тельным миром, приводящие к нарушению растительного покрова;

6) охота и рыболовство, за исключением любительского рыболовства, разрешаемого для нужд местного населения, проживающего в охранной зо­не государственного природного заповедника, на специально выделенных участках в порядке, установленном уполномоченным органом;

7) отлов и уничтожение животных, нарушение среды и условий их оби­тания;

8) интродукция новых видов животных и растений, проведение меро­приятий по увеличению численности отдельных видов животных выше до­пустимой по естественной емкости угодий;


9) сбор коллекционных материалов, за исключением формирования кол­
лекций государственного природного заповедника;

10) применение химических и биологических методов борьбы с вреди­телями, болезнями растений и животных, а также для регулирования чис­ленности животных;

11) прогон домашних животных;

12) шумовые и иные акустические воздействия искусственного проис­хождения, превышающие нормы, установленные уполномоченным органом по согласованию с уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды;

13) деятельность, если она может повлечь изменения естественного об­лика охраняемых ландшафтов или нарушение устойчивости экологических систем либо угрожает сохранению и воспроизводству особо ценных при­родных ресурсов.

Государственные природные заповедники открыты для проведения науч­ных исследований путем организации стационарных круглогодичных наб­людений силами создаваемых в них центров, лабораторий и отделов. Науч­ным центрам, лабораториям и отделам государственных природных заповед­ников может присваиваться в установленном порядке статус научных органи­заций с распространением на их сотрудников прав научных работников.

В государственных природных заповедниках создаются ученые советы с включением в их состав ведущих ученых и специалистов, представителей научных организаций и общественных объединений.

В государственных природных заповедниках формируются банки науч­ных данных, научные коллекции, фонды, библиотеки и архивы. Государст­венные природные заповедники могут издавать научную, научно-популяр­ную и другую литературу по вопросам заповедного дела.

Культурно-просветительные, учебные и туристические мероприятия в государственных природных заповедниках проводятся на специально выде­ленных участках с соблюдением заповедного режима. В государственных природных заповедниках допускается научно-познавательный туризм с ис­пользованием оборудованных туристических троп и выносом за пределы за­поведников объектов для культурно-бытового и иного обслуживания тури­стов.

Государственный национальный природный парк - особо охраняе­мая природная территория со статусом природоохранного и научного учре­ждения, предназначенная для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, использования в природоохранных, эколого-просветительных, научных, туристских и рекреационных целях уникальных природных комплексов и объектов государственного природно-заповедного


фонда, имеющих особую экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность.

Государственные национальные природные парки имеют категорию рес­публиканского значения. В Республике Казахстан созданы следующие госу­дарственные национальные природные парки:

№ № Название Регион Площадь Дата создания
1. Баянаульский Павлодарская область 50688 га 12.08.85 г.
2. Иле-Алатауский Алматинская область 198600 га 22.02.96 г.
3. Кокшетау Акмолинская и Севе-ро-Казахстанская об­ласти 101148 га 10.04.96 г.
4. Алтын-Эмель Алматинская область 209553 га 10.04.96 г.
5. Каркаралинский Карагандинская об­ласть 90323 га 01.12.98 г.
6. Бурабай Акмолинская область 83775 га 12.08.00 г.
7. Катон-Карагайский Восточно-Казахстан­ская область 640477 га 17.07.01 г.
8. Чарынский Алматинская область 93150 га 23.02.04 г.
9. Сайрам-Угамский Южно-Казахстанская область 149053 га 26.01.06 г.
10. Кольсай кольдеры Райымбекский и Тал-гарский район Алма-тинской области 161045 га 07.02.07 г.

Термин «национальный парк» появился в США, где особо охраняемые природные территории такого типа возникли уже во второй половине 19 ве­ка (Йеллоустонский парк - в 1872 г.). Основным принципом их организации было сохранение ценных природных объектов «для пользы и блага нации», т. е. при условии свободного посещения людьми, но с исключением из тра­диционного утилитарного использования.

Государственные национальные природные парки создаются для выпол­нения двух целей: экологической и рекреационной.

Реймерс Н. Ф., Штильмарк Ф. Р. Особо охраняемые природные террито­рии. — М.: Мысль, 1978.


Согласно ст.45 Закона РК «Об особо охраняемых природных территори­ях». На территории государственных национальных природных парков вы­деляются следующие зоны:

1) заповедного режима;

2) экологической стабилизации;

3) туристской и рекреационной деятельности;

4) ограниченной хозяйственной деятельности.

В зоне заповедного режима запрещаются любая хозяйственная дея­тельность и рекреационное использование территории государственного национального природного парка и устанавливается заповедный режим ох­раны, соответствующий виду режима государственного природного запо­ведника.

В зоне экологической стабилизации устанавливается заповедный ре­жим охраны с запрещением хозяйственной и рекреационной деятельности, за исключением регулируемого экологического туризма и проведения ме­роприятий по восстановлению нарушенных природных комплексов и объ­ектов государственного природно-заповедного фонда.

Зона туристской и рекреационной деятельности подразделяется на участки регулируемого кратковременного отдыха и продолжительного от­дыха посетителей государственного национального природного парка.

В зоне туристской и рекреационной деятельности устанавливается за­казной режим охраны, обеспечивающий сохранение природных комплексов и объектов государственного природно-заповедного фонда, на территории которого допускается регулируемое туристское и рекреационное использо­вание (кроме охоты), в том числе организация туристских маршрутов, троп, устройство бивачных стоянок и смотровых площадок с учетом норм рек­реационных нагрузок.

В зоне ограниченной хозяйственной деятельности размещаются объ­екты административно-хозяйственного назначения, ведется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения охраны и функционирования государственного национального природного парка, обслуживания его по­сетителей, включая организацию любительской (спортивной) охоты и ры­боловства, осуществляются строительство и эксплуатация рекреационных центров, гостиниц, кемпингов, музеев и других объектов обслуживания ту­ристов.

В соответствии со ст.47 Закона в зоне ограниченной хозяйственной дея­тельности государственными национальными природными парками разре­шаются следующие виды деятельности:

1) побочное лесное пользование (ограниченная пастьба скота, марало­водство, сенокошение, любительский сбор грибов, плодов и ягод);


2) выращивание на ограниченных площадях традиционного пользования посадочного материала древесных пород и кустарников, лекарственных трав и других растений;

3) проведение санитарных рубок, рубок ухода, за исключением проход­ных рубок, и переработка полученной при этом древесины;

4) производство сувениров, продукции кустарных и народных промы­слов;

5) выращивание рыбопосадочного материала и товарной рыбы абори­генных видов;

6) кочевое пчеловодство с использованием передвижных пчелопавильо-нов;

7) любительская (спортивная) охота и рыболовство.

Во всех зонах государственного национального природного парка про­водятся охрана, защита и восстановительные мероприятия, предусмотрен­ные планом управления им.

Государственный природный резерват - особо охраняемая природ­ная территория со статусом природоохранного и научного учреждения, включающая наземные и водные экологические системы, предназначенная для охраны, защиты, восстановления и поддержания биологического разно­образия природных комплексов и связанных с ними природных и историко-культурных объектов (ст. 50).

К основной деятельности государственных природных резерватов отно­сятся:

1) сохранение и восстановление биологического и ландшафтного разно­образия, природных экологических систем;

2) обеспечение режима охраны государственного природного резервата;

3) поддержка устойчивого социально-экономического развития террито­рии на основе эколого-экономического принципа использования природных ресурсов;

4) проведение исследований и мониторинга в целях охраны и устойчиво­го развития территории, а также экологического просвещения и воспитания;

5) регулирование использования территории государственного природ­ного резервата и его охранной зоны в эколого-просветительных, научных, рекреационных, туристских и ограниченных хозяйственных целях.

Территория государственного природного резервата подразделяется на зоны с различными видами режима охраны и использования:

1) зона заповедного режима — зона ядра, предназначенная для долго­срочного сохранения генетических ресурсов, биологического разнообразия, экологических систем и ландшафтов, имеющая достаточные размеры для достижения таких целей;


2) буферная зона — участок территории, который используется для ве­дения экологически ориентированной хозяйственной деятельности и устой­чивого воспроизводства биологических ресурсов.

В зоне заповедного режима государственного природного резервата проводятся научные исследования и мониторинг состояния природной сре­ды, включая ведение Летописи природы, осуществляются мероприятия в эколого-просветительных целях. В зоне заповедного режима государствен­ного природного резервата запрещаются любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории и устанавливается заповедный режим охраны, соответствующий виду режима государственного природно­го заповедника.

В буферной зоне государственного природного резервата могут осуще­ствляться различные формы ограниченной, регулируемой и не оказываю­щей негативного воздействия на состояние экологических систем зоны ядра деятельности: 1) научные исследования и организация центров обучения и подготовки специалистов; 2) мониторинг окружающей среды и контроль за изменениями экологических систем; 3) лесохозяйственная деятельность, противопожарные мероприятия и защита лесных массивов; 4) традиционное землепользование в рамках обеспечения долговременной сохранности и не­уязвимости биологического разнообразия зоны ядра и в целом устойчиво­сти экологических систем государственного природного резервата; 5) рас­ширенное проведение мероприятий по восстановлению биологического и ландшафтного разнообразия, природных экологических систем; 6) туризм, рекреационное пользование, контролируемые и регулируемые в соответст­вии с рекреационной нагрузкой, установленной правилами посещения осо­бо охраняемых природных территорий физическими лицами; 7) использо­вание минеральных вод и лечебных ресурсов; 8) экологическое просвеще­ние, проведение обучающих программ, организация демонстрационных участков и менеджмента экологически щадящего природопользования.

В буферной зоне государственного природного резервата запрещается деятельность, способная оказать негативное влияние на состояние экологи­ческой системы зоны ядра, в частности:

1) создание новых населенных пунктов;

2) размещение и эксплуатация промышленных объектов;

3) строительство и эксплуатация производственных объектов;

4) проведение геологоразведочных работ и разработка полезных иско­паемых;

5) рубки главного пользования;

6) интродукция новых видов растений и животных;


7) действия, изменяющие гидрологический режим территории зоны ядра и буферной зоны;

8) иная деятельность, способная оказать воздействие на экологическую систему зоны ядра.

В государственных природных резерватах осуществляется эколого-просветительная, научная, туристская и рекреационная деятельность.

Государственный региональный природный парк является аналогом государственного национального природного парка с видом режима, уста­новленным для государственного национального природного парка, ставит те же цели и выполняет те же задачи, но относится к особо охраняемой природной территории местного значения со статусом природоохранного и научного учреждения (ст. 49).

В государственных региональных природных парках выделяются те же зоны, как в государственных национальных природных парках. Государст­венные природные парки используются в том же порядке и на тех же усло­виях, как государственные национальные природные парки.

Исполнительные органы, в ведении которых находятся государственные природные парки, вправе определять индивидуальные особенности функ­ционирования этих особо охраняемых природных территорий с учетом кон­кретных природных и социально-экономических факторов, а также интере­сов местного населения.

Государственный памятник природы - особо охраняемая природная территория, включающая отдельные уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природ­ные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхо­ждения, отнесенные к объектам государственного природно-заповедного фонда (ст.64 Закона).

Понятие «памятники природы» впервые употребил в 1819 г. знаменитый немецкий естествоиспытатель и путешественник Александр Гумбольд. Та­ковым он назвал необычное по размерам и возрасту дерево, обнаруженное им в Венесуэле. С того времени данное понятие широко распространилось в мире. Второе «открытие» этого понятия принадлежит немецкому ученому Гуго Конвенцу, который в работе «Угроза памятникам природы и предло­жения к их охране» относит к памятникам природы творения сил природы, утрата которых столь же невосполнима, как и утрата произведений искусст­ва. По его мнению, памятником природы может являться природный ланд-





шафт с формами рельефа, реками и участками моря, растительными и жи­вотными сообществами, равно как и отдельными редкими видами.

Памятники природы в специальной литературе раньше отождествляли с заповедниками, национальными парками. Следует различать естественно­научное понятие памятника природы и юридическое.

Памятник природы в юридическом смысле характеризуют 4 признака:

1. Объявление территории памятником природы решением Правитель­ства РК или местным исполнительным органом.

2. Наличие охранного обязательства, которое выдается предприятию, на землях которого расположен памятник природы, после чего предприятие обязано взять под охрану данный памятник.

3. Наличие паспорта памятника природы.

4. Установление границ памятника природы в натуре.

Порядок создания государственных памятников природы закреплен в ст.65 Закона.

В зависимости от значимости отдельные виды объектов государственно­го природно-заповедного фонда и природные комплексы объявляются госу­дарственными памятниками природы республиканского или местного зна­чения.

Границы и вид режима охраны территорий государственных памятников природы республиканского значения утверждаются Правительством Рес­публики Казахстан, государственных памятников природы местного значе­ния - областными (города республиканского значения, столицы) акиматами по представлению уполномоченного органа.

Передача государственных памятников природы республиканского зна­чения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, осуще­ствляется уполномоченным органом, а государственных памятников приро­ды местного значения — областными (города республиканского значения, столицы) акиматами, принявшими решения об их организации.

Находящиеся на территории государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных при­родных резерватов, государственных региональных природных парков и других видов особо охраняемых природных территорий государственные памятники природы учитываются в их составе.

На территориях государственных памятников природы устанавливается заповедный режим охраны, соответствующий виду режима охраны государ-

312 Цит. по: Жураев Ю. А. Проблемы правового режима и охраны государст­венных памятников природы. — Ташкент: Фан, 1990. С. 7.


ственных природных заповедников, с запрещением любой деятельности, влекущей к нарушению сохранности государственных памятников природы.

Памятниками природы объявляют небольшие урочища, достопримеча­тельные горы, рощи, озера, участки долин, геологические обнажения, водо­пады, пещеры, минеральные источники, метеоритные кратеры, отдельные редкие или вековые деревья, валуны.

Государственные памятники природы могут быть зоологическими, бо­таническими, лесными, дендрологическими, гидрологическими, геологиче­скими, геоморфологическими, гидрогеологическими, почвенными, ланд­шафтными и комплексными.

Государственные памятники природы создаются на участках земель без изъятия их у собственников и пользователей земельных участков.

Запрещается всякая деятельность, нарушающая естественное состояние и сохранность государственных памятников природы. Государственные па­мятники природы могут использоваться в установленном порядке в науч­ных, культурно-просветительных и учебных целях.

Государственная заповедная зона - особо охраняемая природная тер­ритория с дифференцированными видами режима охраны, предназначенная для сохранения и восстановления объектов государственного природно-заповедного фонда и биологического разнообразия на земельных участках и акваториях, зарезервированных под государственные природные заповед­ники, государственные национальные природные парки, государственные природные резерваты (ст.70).

Государственные заповедные зоны могут использоваться во всех целях, предусмотренных для особо охраняемых природных территорий, с учетом особенностей режимов охраны и специальных экологических требований.

Государственные заповедные зоны отличаются от государственных при­родных заповедников тем, что они не имеют статуса юридического лица, а режим может быть дифференцированным: не строго заповедным, сме­шанным.

Государственные заповедные зоны объявляются на участках земель всех категорий без изъятия их у собственников земельных участков и землеполь­зователей. Собственник земельного участка или землепользователь обязан обеспечить право ограниченного целевого использования земельного уча­стка, на котором находится государственная заповедная зона.

В государственных заповедных зонах выделяются участки с заповедным и заказным видами режима, а также с регулируемым режимом хозяйствен­ной деятельности.

На территории Республики Казахстан создано пять государственных за­поведных зон:


№ № Название Регион Площадь Дата создания
1. Кендерли-Каясан-ская Каракиянский район Мангыстауской об­ласти 1231000 га 25.03.01 г.
2. Арысская Арысский, Отрарский и Шардаринский рай­он Южно-Казахстан­ской области 404000 га 25.03.01 г.
3. Карактауская 25.03.01 г.
4. Жусандалинская Балхашский, Илий-ский и Жамбылский районы Алматинской области и Кордай-ский, Мойынкумский и Шуйский районы Жамбылской области 2757500 га 25.03.01 г.
5. Южно-Казахста­нская Южно-Казахстанская, Кызылординская и Жамбылская области 6258000 га 15.03.05 г.

В государственных заповедных зонах запрещается деятельность в слу­чае, если она может повлечь изменения естественного облика охраняемых ландшафтов или нарушение устойчивости экологических систем либо уг­рожает сохранению и воспроизводству особо ценных природных ресурсов.

Природоохранные учреждения, государственные учреждения лесного хозяйства, за которыми закрепляются государственные заповедные зоны, организуют мероприятия по охране и восстановлению расположенных в них объектов государственного природно-заповедного фонда силами спе­циальных служб охраны.

На территории государственных заповедных зон разрешаются геологи­ческое изучение, разведка полезных ископаемых по согласованию с упол­номоченным органом с учетом специальных экологических требований.

Добыча полезных ископаемых допускается в исключительных случаях по решению Правительства РК, представлению уполномоченного государ­ственного органа по изучению и использованию недр, согласованному с уполномоченным органом, с учетом специальных экологических требова­ний, утверждаемых Правительством РК по представлению уполномоченно­го государственного органа в области охраны окружающей среды.


В Законе РК «Об особо охраняемых природных территориях» ст.73 по­священа государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря. Акватория восточной части Северного Каспия с дельтами рек Волги (в пределах Республики Казахстан) и Урала входит в государственную за­поведную зону в северной части Каспийского моря, предназначенную для сохранения рыбных запасов, обеспечения оптимальных условий обитания и естественного воспроизводства осетровых и других ценных видов рыб.

В государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря обеспечиваются возможности для развития рыбного хозяйства, водного транспорта, государственного геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья с учетом специальных экологических требований.

Государственный природный заказник - особо охраняемая природная территория с заказным режимом или регулируемым режимом хозяйствен­ной деятельности, предназначенная для сохранения и воспроизводства од­ного или нескольких объектов государственного природно-заповедного фонда (ст.67 Закона). По терминологии нормативных актов 20-х годов - это «неполные заповедники», основными целями создания которых являются сохранение природных комплексов в их естественном состоянии; сохране­ние и воспроизводство природных ресурсов; поддержание экологического баланса313.

По своему функциональному назначению государственные природные заказники могут подразделяться на следующие виды:

1) комплексные — для сохранения и восстановления особо ценных при­родных комплексов;

2) биологические (ботанические, зоологические) — для сохранения и восстановления ценных, редких и исчезающих видов растений и животных;

3) палеонтологические — для сохранения ископаемых останков живот­ных, растений и их комплексов;

4) гидрологические (болотные, озерные, речные) — для сохранения цен­ных объектов и комплексов водно-болотных угодий;

5) геоморфологические —для сохранения редких и уникальных природ­ных форм рельефа;

6) геологические и минералогические — для сохранения редких геоло­гических и минералогических образований;

7) почвенные — для сохранения типичных и редких видов почв.
Государственные природные заказники создаются на участках земель

всех категорий без изъятия их у собственников земельных участков и зем­лепользователей.

3,3 Петров В. В. Указ.раб. С. 474


Собственник земельного участка или землепользователь обязан обеспе­чить право ограниченного целевого использования земельного участка, на котором находится государственный природный заказник.

Государственные природные заказники создаются как:

1) бессрочные — без указания сроков функционирования;

2) долгосрочные — на срок более 10 лет;

3) краткосрочные — на срок менее 10 лет.

Природоохранные учреждения, государственные учреждения лесного хозяйства, за которыми закрепляются государственные природные заказни­ки, организуют мероприятия по охране и восстановлению расположенных в них объектов государственного природно-заповедного фонда силами спе­циальных служб охраны.

В государственных природных заказниках запрещается любая деятель­ность, если она угрожает сохранению объектов государственного природно-заповедного фонда или ухудшает их воспроизводство, в том числе:

1) в комплексных государственных природных заказниках — хозяйст­венная деятельность, создающая угрозу сохранению природных комплек­сов, интродукция чужеродных видов растений и животных;

2) в зоологических государственных природных заказниках — охота, рыболовство, добыча любыми способами и средствами диких животных, интродукция чужеродных видов растений и животных, разрушение гнезд, нор, логовищ и других местообитаний, сбор яиц, равно как и другие дейст­вия, вызвавшие или которые могут вызвать гибель животных;

3) в ботанических государственных природных заказниках — пастьба скота, сенокошение, все виды рубок леса, сбор цветов, выкапывание кор­ней, клубней и луковиц растений, разведение костров, заезд и передвижение вне существующих дорог транспортных средств, интродукция чужеродных видов растений и животных, равно как и другие действия, вызвавшие или которые могут вызвать повреждение и уничтожение растительности;

4) в гидрогеологических государственных природных заказниках — до­быча камня, гравия, песка и других полезных ископаемых, разрушение пе­щер, производство земляных работ, действия, которые могут вызвать изме­нение естественного гидрологического режима, изыскания и научные ис­следования, связанные с нарушением или разрушением природных компо­нентов государственного природного заказника.

Особенности режима государственных природных заказников опреде­ляются паспортом.

Государственные природные заказники могут использоваться в научных, эколого-просветительных, туристских, рекреационных и ограниченных хо­зяйственных целях.


Собственники земельных участков и землепользователи вправе осуще­ствлять хозяйственную деятельность в государственных природных заказ­никах с соблюдением установленных ограничений.

Государственный зоологический парк - особо охраняемая природная территория со статусом природоохранной и научной организации, предна­значенная для культурно-просветительной, научной, учебной и природо­охранной деятельности, сохранения генофонда и разведения в условиях ис­кусственной среды типичных, редких и находящихся под угрозой исчезно­вения видов животных (ст.54 Закона).

К основной деятельности государственных зоологических парков отно­сятся разработка научных основ сохранения, воспроизводства и использо­вания животного мира Казахстана, освоение ресурсов фауны Казахстана, имеющих мировое значение. В них выделяются следующие зоны:

1) экспозиционная — для содержания и разведения животных, а также доступа посетителей;

2) научная — для проведения научных исследований;

3) общественная — для обслуживания посетителей;

4) административная и производственно-хозяйственная.
Государственные зоологические парки используются в научных, куль­
турно-просветительных и учебных целях.

В государственных зоологических парках запрещаются любые действия, не связанные с выполнением их задач, которые могут привести к гибели со­держащихся в них животных. Они формируют и обеспечивают сохранение коллекций животных из отечественной и мировой фауны, в установленном порядке осуществляют импортные и экспортные операции с животными, обмен ими с другими организациями зоологического профиля с соблюдени­ем требований, установленных законодательством Республики Казахстан.

В государственных зоологических парках создаются ветеринарные и зоотехнические службы, питомники для разведения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных.

В государственных зоологических парках проводятся научные исследо­вания в области содержания и разведения животных в неволе или полуволь­ных условиях, в том числе животных, занесенных в Красную книгу РК.

Государственные зоологические парки вправе создавать банки научных данных, фонды, музеи, лектории, библиотеки и архивы, издавать научную, научно-популярную и другую литературу по вопросам деятельности этих организаций. Также они вправе иметь подсобные хозяйства, мастерские, зоологические магазины и другие объекты, необходимые для хозяйственной деятельности, соответствующие профилю этих организаций, но не относя­щиеся к их основной деятельности.


Государственный ботанический сад - особо охраняемая природная территория со статусом природоохранной и научной организации, предна­значенная для проведения исследований и научных разработок по охране, защите, воспроизводству и использованию растительного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений (ст.58 За­кона).

К основной деятельности государственных ботанических садов относят­ся разработка научных основ сохранения, воспроизводства и использования растительного мира Казахстана, освоение ресурсов флоры Казахстана, имеющих мировое значение.

В государственных ботанических садах выделяются следующие зоны:

1) экспозиционная — для культивирования растений и доступа посети­телей;

2) научная — для проведения научных исследований и сохранения кол­лекций генофонда растений;

3) общественная — для обслуживания посетителей;

4) административная и производственно-хозяйственная.

В государственных ботанических садах запрещаются любые действия, не связанные с выполнением поставленных перед ними задач, которые мо­гут привести к гибели культивируемых в них растений.

Государственные ботанические сады формируют и обеспечивают сохра­нение коллекций растений природной, культурной, отечественной и миро­вой флоры. Здесь осуществляются импортные и экспортные операции с растениями, обмен ими с другими организациями ботанического профиля. В них создаются коллекционные и экспериментальные участки, гербарии, питомники и семенные фонды. Также они используются в установленном порядке в научных, культурно-просветительных и учебных целях.

В государственных ботанических садах проводятся научные исследова­ния по интродукции и селекции природной, культурной, отечественной и мировой флоры, а также по изучению, сохранению и эффективному исполь­зованию растительного мира Казахстана. Научные исследования по форми­рованию, сохранению, использованию коллекционных фондов растений осуществляются на основе государственных заказов.

Государственные ботанические сады вправе издавать научную, научно-популярную литературу по вопросам деятельности этих организаций, созда­вать банки научных данных, фонды, музеи, лектории, библиотеки и архивы, хозяйственные экспериментальные базы для производственных испытаний рекомендованных интродуцированных растений и их репродукций в целях внедрения в лесное, садово-парковое, сельское хозяйство и другие отрасли.


Государственные ботанические сады вправе иметь подсобные хозяйства, мастерские, специализированные магазины для продажи растений и другие объекты, необходимые для хозяйственной деятельности, соответствующие профилю этих организаций, но не относящиеся к их основной деятельности.

Государственный дендрологический парк - особо охраняемая при­родная территория со статусом природоохранной и научной организации с установленными по зонам видами режима охраны, предназначенная для ох­раны, защиты, воспроизводства и использования древесных и кустарнико­вых пород (ст.62 Закона).

К основной деятельности государственных дендрологических парков относятся разработка научных основ сохранения, воспроизводства и ис­пользования древесной растительности Казахстана, освоение ресурсов фло­ры Казахстана, имеющих мировое значение.

Здесь выделяются те же зоны с учетом назначения и вида режима охра­ны, что и в государственных ботанических садах. Они используются в на­учных, культурно-просветительных и учебных целях в том же порядке и на тех же условиях, что и государственные ботанические сады.

Как видим, разница между государственным дендрологическим парком и государственным ботаническим садом заключается только в объектах ох­раны: в первом случае охраняются древесные и кустарниковые породы, а во втором -любые объекты растительного мира.

Законом РК «Об особо охраняемых природных территориях» охраняют­ся и отдельные объекты государственного природно-заповедного фонда. Им посвящена Глава 16 Закона.

В ст.74 Закона установлен правовой режим особо ценных насаждений государственного лесного фонда.

К особо ценным насаждениям государственного лесного фонда отно­сятся особо ценные лесные массивы, лесоплодовые насаждения, массивы тугайных и субальпийских лесов, которые могут включаться в состав особо охраняемых природных территорий либо входить в следующие категории особо охраняемых лесных территорий:

1) участки леса, имеющие научное значение, включая лесные генетиче­ские резерваты;

2) орехопромысловые зоны;

3) субальпийские леса.

На участках особо ценных насаждений государственного лесного фонда устанавливается заповедный или заказной режим их охраны и использова­ния.

Ст.75 Закона посвящена правовому режиму водно-болотных угодий, имеющих международное значение.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: