Стратегическое планирование включает набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке конкретных стратегий для достижения целей компании. Это требует проведения работы по формированию потенциала компании, повышения конкурентоспособности ее продукции, совершенствования управленческой культуры (рис. 26.1).
Стратегическое планирование | ||||||||||
' | г | ' | ' | ' г | ' г | |||||
Стратегии' | Потенциал организации | Конкурентоспособность | Управленческая культура | |||||||
Рис 26.1 Основные элементы стратегического планирования
Выделяют три стратегии:
• стратегия роста — это план действий, предусматривающий увеличение ключевых показателей долгосрочного и краткосрочного плана компании. Она эффективна при часто меняющемся спросе на продукцию или ее номенклатуру. Рост может осуществляться по горизонтали и по вертикали;
• стратегия ограниченного роста — это план действий, основанный на достижении прошлых целей с учетом возможной инфляции. Она эффективна при стабильно изменяющейся программе деятельности компании,
|
|
• стратегия сокращения — это план действий, при котором ключевые показатели долгосрочного и краткосрочного плана компании ниже текущих. Она эффективна при устойчивой тенденции сокращения производства какой-либо продукции. Руководители в расчетном порядке сокращают выпуск продукции, не допуская накапливания уже не нужного оборудования или сырья.
Инновационная деятельность представляет собой процесс разработки и внедрения новых форм организации труда и управления, охватывающий не только отдельные компании, но и их объединения. Инновационная деятельность реализуется в следующих основных областях: технической, экономической, социальной, психологической и организационно-правовой. Ее результатом являются инновации в виде технологии и продукции. Базой инновационной де-
60
ягельности является технологический, управленческий и социальный потенциал компании, который зависит ог каждою работника и их расстановки, гармонизации технологической оснащенности и социально-психологического климат в коллективе. Технология ее opia-низации включает шесть последовательных этапов: исследование — 10%, разработка идеи — 15%, освоение производства продукции — 40%, маркетин! — 15%, производство продукции — 10%, сбыт — 10%. Напомним, что продукция предоставляется в четырех видах. товар, услуги, информация и знания.
Функциональный аудит компаний — это контроль ключевых функций производства и управления в компании на базе стандартов. Аудит бывает внутренний и внешний, в том числе государственный. Внутренний аудит осуществляется на базе внутренних стандартов компании и служит для определения эффективности ее деятельности. Цель внутреннего аудита заключается в решении следующих задач:
|
|
• сформировать для каждого подразделения компании набор проверяемых параметров,
• разработать рекомендации для выполнения подразделениями и компанией в целом этих параметров;
• провести оценку полученных параметров;
• дать рекомендации по устранению обнаруженных негативных явлений.
В рамках этих задач аудиторы:
• проверяют финансовые отчеты и системы бухгалтерского контроля;
• анализируют контрольные системы, обеспечивающие проверку реализации политики компании, выполнения планов, процедур, законодательных актов,
• осуществляют оценку эффективности производства продукции.
Практика проведения аудита системы управления компаниями
сформировала следующую классификацию, функциональный аудит, аудит процедур и операционный аудит.
Результаты функциональною аудита складываются из аудита процедур, а последние — из операционного аудита. В операционном аудите выделяют три фазы* планирование, сбор свидетельств и оценка, составление заключения. Планирование состоит в заключении доювора на со!ласование плана и процедуры аудита. Сбор свидетельств и опенка осуществляются по методике, предложенной аудитором. Составление заключения происходит обычно в произвольной форме.
Производство нового изделия основано на бизнес-плане, главными составляющими которого являются страте1ия новизны (first mover и late mover) и жизненный цикл изделия.
First mover предусматривает пионерный (первый) выход компании на рынок с продукцией, реализующей новую потребность или
61
интерес человека (общества). В начале их деятельности наблюдается полное отсутствие конкурентов, поэтому такие компании какое-то время являются законодателями пен и технологической политики.
Late mover планирует выход на рынок с новым изделием, реализующим в какой-то мере уже освоенные потребности и интересы, но в их новом наборе или с новыми приоритетами Эта стра1сгия позволяет реализовать реальные, неучтенные другими производителями, пожелания потенциальных покупателей.
По жизненному циклу продукции можно сформировать устойчивую область сбыта нового изделия