Ситуация. Фрагмент распоряжения Мособлкомимущестна or 11 марта 1997 г. № 23 «Об отзыве лицензии чековых инвестиционных фондов»:
«В соответствии с решением общего собрания акционеров и внесением изменений в учредительные документы, повлекшие за собой отказ от статуса «чековый инвестиционный фонд», на основании представленных документов'
1. Аннулировать лицензии Мособлкомимущестна на право дея
тельности на рынке ценных бума]- в качестве инвестиционного фон
да, выданные следующим юридическим лицам:
1.1. Акционерному обществу открытого типа чековый инвестиционный фонд «Шанс», г. Балашиха (лицензия № 2 от 21.11.94)
1.2. Акционерному обществу открытого типа «Специализированный чековый инвестиционный фонд «Народный капитал», г. Люберцы (лицензия № 13 оч 30.05.95).
2. Аннулировать незакрытые проспекты эмиссии, зарегистриро
ванные Мособлкомимуществом:
2.1. Акционерного общества открытого типа чековый инвестиционный фонд «Шанс» (код регистрации проспекта эмиссии 1146-1Ф-013 от 20.04.93).
|
|
2.2. Акционерного общества открытого типа «Специализированный чековый инвестиционный фонд «Народный капитал» (код регистрации проспекта эмиссии Н46-1Ф-019 от 14.09.93)
3. Сообщить в Госкомимущество России о прекращении деятель
ности ЧИФов «Шанс», «Народный капитал» для исключения их из
реестра чековых инвестиционных фондов.
Первый заместитель председатели Комитета по управлению имуществом Московской области»
Вопросы. Какие основные организационные элементы присутствуют или подразумеваются в данном распоряжении? К какой конкретной функции ПРУР относится текст распоряжения? Каково содержание процедур, составляющих распоряжение?
Обсуждение ситуации. Анализ фрагмента текста распоряжения будет основан на материале ответа на 30-й и 31-й вопросы.
Заказчиком распоряжения является общее собрание акционеров ряда чековых инвестиционных фондов. Разработчиком распоряжения является Первый заместитель председателя Комитета по управлению имуществом Московской области. Исполнителем распоряже-
ния является неупо.мянутое в тексте распоряжения подразделение Комитета по управлению имуществом. Потребителями распоряжения являются.
• руководители и сотрудники чековых инвестиционных фондов;
• неупомянутые владельцы ценных бумаг (и члены их семей) перечисленных фондов;
• вкладчики других чековых инвестиционных фондов.
Набор конкретных функций ПРУР включает набор из семи со
ставляющих:
1. Стратегическое планирование;
2. Управление управленческой деятельностью;
3 Коммуникации с внешней и внутренней средой;
4 Управление человеческими ресурсами,
|
|
5. Управленческое консультирование;
6. Управление производственной и обслуживающей деятельно-
стью;
7. Формирование системы управления компании (методология,
структура, процесс, механизм, техника управления).
Данное распоряжение носит оперативный характер, поэтому его нельзя отнести к стратегическому планированию.
Решение не касается совершенствования деятельности самого Комитета по управлению имуществом Московской области поэтому оно не отражает функции «Управление управленческой деятельностью» и «Управление производственной и обслуживающей деятельностью», а также «Формирование системы управления компании».
Решение не направлено на активизацию или мобилизацию персонала на выполнение производственных задач, поэтому оно также не относится к функции «Управление человеческими ресурсами».
Рассматриваемое УР вызвано текущей ситуацией, связанной с обращением собрания акционеров. Это вписывается в конкретную функцию «Управленческое консультирование».
Среди использованных процедур при ПРУР в тексте распоряжения можно найти явные и неявные признаки. Рассмотрим каждую процедуру:
• информационная подготовка просматривается в тексте решения явно. К ней относятся: документы решений собрания акционеров, учредительные документы чековых инвестиционных фондов, информация о правах Госкомимущества России;
• по разработке вариантов (более двух), выбору и утверждению одного УР сведений нет;
• по внешнему и внутреннему согласованию вариашов с необходимыми специалистами сведений нет;
• организация выполнения и контроль представлены в полной мере;
• по информированию инициаторов прямых сведений нет, однако эта процедура обязательно будет реализована, гак как заказчик УР в этом заинтересован.
Выводы. Рассматриваемый в ситуации фрагмент распоряжения.
• имеет все четыре организационных элемента: заказчика, разработчика, исполнителя и потребителей;
• реализует функцию «Управленческое консультирование»;
• явно и неявно содержит сведения о четырех процедурах.
VIII. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Каков механизм реализации организационной технологии подготовки УР9
Какие административные мероприятия необходимы для процесса разработки УР9
Каков состав административных мероприятий для процесса согласования, принятия и утверждения УР9
В чем заключаются особенности процедуры организации выполнения УР9
Проанализируйте ситуацию
■Ч1ПЛЛЦПЛШГГ- 1"<«и
КАКОВ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ УР?
Организация подготовки и реализации УР требует проведения определенных организационно-распорядительных мероприятий. Эти мероприятия включают набор процессорных (организационных) технологий и административных действий для формирования взаимодействий между работниками, участвующими в реализации поставленной цели.
К процессорным технологиям относятся:
• «Управление по результатам» (УР),
• «Управление на базе потребностей и интересов» (УПИ);
• «Управление путем постоянных проверок и указаний» (УПУ);
• «Управление в исключительных случаях» (УИС);
• «Управление на базе искусственного интеллекта» (УИИ);
• «Управление на базе активизации деятельности персонала» (УАД).
Распределение этих технологий между процедурами подготовки и реализации УР приведено в табл. 34.1.
Ознакомимся с кратким описанием процессорных технологий.
Таблица 34 1 Распределение технологий между процедурами
Процедуры | Технологии | |||||
УР | УПИ | УЛУ | УИС | УИИ | УАД | |
Информационная подготовка | + | + | + | + | ||
Разработка вариантов УР | + | + | + | |||
Согласование вариантов УР | + | + | + | + | ||
Выбор одного УР | + | + | + | |||
Утверждение одного УР | + | + | + | |||
Организация выполнения | ||||||
одного УР | + | + | + | |||
Контроль выполнения УР | + | + | + | + | ||
Информирование инициатора УР | + | + | + |
Технология «Управление по результатам» основана на приоритете конечных результатов над планированием и прогнозированием. Основной функцией, реализуемой руководителями, является координация (корректировка) действий и решений в зависимости от полученного результата. Данная технология хорошо реализуется для средних и малых компаний или их подразделений, в которых:
|
|
• время между принятием решений и результатом их выполнения минимально (часы, несколько дней);
• отсутствуют непреодолимые трудности быстрого приобретения требуемых ресурсов или возврата невостребованных;
• профессионализм руководителя организации или руководителя проекта достаточно высок;
• производство преимущественно механизировано.
В зависимости от ситуации и конечного результата руководитель должен постоянно корректировать расстановку и обучение кадров, технологию и организацию труда, номенклатуру и качество применяемых материалов, реализацию продукции и прибыльность организации. Действие технологии завершается по достижении поставленной цели.
Технология «Управление на базе потребностей и интересов» основана на приоритете межличностных отношений. Взаимодействие между руководителем и подчиненным при реализации данной технологии может возникнуть только при условии, что выполняемое задание затрагивает потребности и интересы как самого руководителя, так и подчиненного.
Условия применения технологии.
• большой временной интервал между принятием или кор
ректировкой решения и получением результата;
во
• преимущественно коллективный характер работы;
• наличие тесных семейных, бытовых и производственных связей с большинством организаций, расположенных в том же административном регионе: селе, поселке и т.д.
|
|
• наличие рынка специалистов.
Данная технология позволяет руководителю непосредственно воздействовать на потребности и интересы работников, а не косвенно.
Технология «Управление путем постоянных проверок и указаний» основана на приоритете контроля и жесткого управления персоналом.
При такой технологии управления человек лучше реализует свои потребности в самовыражении, самопроявлении, стабильности и порядке. Жесткое управление ничего общего не имеет с жестоким и волюнтаристским управлением.
Данная технология эффективно реализуется в небольших организациях, где авторитет и профессионализм руководителя вне сомнений — в новых наукоемких организациях, учебных заведениях.
Технология «Управление в исключительных случаях» основана на приоритете профессионализма исполнителей или отработанной и хорошо выполнимой производственной технологии. Исключительный случай — это устойчивый набор ситуаций, мешающий исполнителю надлежащим образом и в срок выполнить порученное задание. Исключительный случай не относится к форс-мажорным ситуациям. Обычно интеллектуальный уровень исключительного случая (помехи) значительно ниже уровня предмета деятельности специалистов. Данная технология эффективно реализуется в небольших организациях либо с жестко регламентированной технологией, либо с доверительной (функциональной) структурой управления.
Технология «Управление на базе искусственного интеллекта» основана на приоритете отработанной практики, статистики и современных экономико-математических методов, реализованных в виде баз знаний или баз данных в ауре современных информационных компьютерных технологий. Искусственный интеллект — это система современных информационных технологий, моделирующих некоторые стороны мыслительной деятельности человека при подготовке и реализации решений. Технология основана на том, что подавляющее большинство отклонений в работе организации являются штатными, то есть повторяющимися с известным набором решений по их устранению. Внештатные отклонения обычно возникают на базе штатных, поэтому набор решений по их устранению может быть получен путем корреляции штатных методов решений с помощью информационной системы. Данная технология особо эффективна для организаций, часто меняющих номенклатуру выпускаемой продукции, и для организаций, имеющих большой объем сложных типовых процедур.
Технология «Управление на базе активизации деятельности персонала» основана на приоритете стимулов и поощрений работника. Она эффективна при преимущественно ручном производстве, когда производительность труда и качество выпускаемой продукции в основном определяются настроением, психологией и состоянием здоровья работника, а также социально-психологическим климатом в коллективе. Штат сотрудников не ограничен. Технология требует наличия системы слежения за влиянием стимулов и поощрений на деятельность каждого работника или коллектива.
В мировой практике активизации деятельности персонала успешно применяется ряд теорий мотивации (побуждения) к эффективному труду. К ним относятся: теория X, теория Y, теория ожидания, теория справедливости.