Каков характер отношений обстоятельств при синергетическом эффекте


Каждое обстоятельство имеет свои количественные и качествен­ные характеристики: объем, вес, производительность, цену, техни­ческий или профессиональный уровень, впечатление, производи­мое на других участников организационных отношений. В реальной деятельности компании важен потенциал не отдельного обстоятель­ства, а их совокупности. При этом возможны три варианта результа­тов их совместного использования:

• обстоятельства в основном совместимы друг с другом, и их общий потенциал будет равен (или немного меньше или немного больше) сумме потенциалов всех составляющих обстоятельств;

• обстоятельства хорошо подобраны или мешают деятельнос­ти друг друга, и их общий потенциал будет на 50—60% больше или меньше суммы потенциалов всех участвующих в дея­тельности компании обстоятельств — эффект эмерджент-ности;

• используемые обстоятельства существенно усиливают или ослабляют потенциал друг друга в два раза и более. Общий потенциал обстоятельств будет либо существенно больше, либо существенно меньше суммы потенциалов составляю­щих деятельность обстоятельств — эффект синергии,

Таким образом, различные сочетания обстоятельств могут со­здать большой диапазон возможного потенциала организации: от очень низкого до очень высокого.

Низкий потенциал может возникнуть при несоответствии спро­са и предложения, приобретении организацией набора некомплек­тного оборудования; слабом профессиональном уровне персонала, работающего на новом оборудовании; приеме на работу несовмес­тимого с коллективом работника. Высокий потенциал может воз­никнуть при приобретении организацией оборудования, адекватно­го квалификации персонала; повышении квалификации персонала; выполнении работы по доведению целей организации до подавляю­щего большинства работников. Даже одно новое обстоятельство вдо­бавок к уже имеющимся может вызвать эффект синергии. Так, при­сутствие высокопоставленного государственного чиновника или олигарха на юбилее небольшой компании может вызвать необыкно­венный прилив сил у работников и последующее повышение про­изводительности труда.

Повышение общего потенциала компании эквивалентно формальному приобретению новых положительных обстоятельств (рис. 105.1а и б).

254


А понижение общего потенциала— к фактическому выходу положитель­ных обстоятельств или приобретению отрицательных обстоятельств.

На рис. 105.16 третье обстоятельство во взаимодействии с пер­вым и вторым вызвало эффект положительной синергии.

Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой на­бор, при котором бы обстоятельства оптимально взаимодействова­ли между собой, создавая эффект положительной синергии для под­готовки и реализации управленческих решений.

На практике эффект положительной эмерджентности и синер­гии проявляется достаточно редко. Это объясняется очень редким наличием у руководителя высочайшего управленческого професси­онализма и длительного периода везения (удачи).

Оценка синергетического эффекта может осуществляться кос­венно как оценка части экономической, социальной, организаци­онной, технологической, экологической, правовой или идеологи­ческой эффективности. Прямые методы оценки синергетического

Потенциал

обстоятельств

в компании

Потенциал

обстоятельств

в компании


№3 ПЗ


№3 ПЗ



№3 П2


№3 П2



№ 1 П1


Количество ресурсов

----- ►


Пи


№ 1 П1


Количество ресурсов

------ ►



а)


б)


Рис. 105.1. Варианты формирования положительного потенциала компании

а) общий потенциал компании Пк3 больше простой суммы потен­
циалов, входящих в него обстоятельств: П1, П2, ПЗ — эффект
эмерджентности;

б) общий потенциал компании Пк3 существенно больше простой
суммы потенциалов входящих в него обстоятельств: П1, П2, ПЗ —
эффект синергии.

255


эффекта только разрабатываются, проводятся накопления статис­тических данных о ее влиянии, формируются простейшие признаки ее достижения. В качестве такого набора приводим несколько типо­вых ситуаций, в какой-то мере характеризующих приближение дея­тельности компании к синергетическому эффекту:

кратковременное стечение благоприятных обстоятельств лич­ного и производственного характера;

дружеские и деловые отношения с наиболее влиятельными компаниями или лицами;

участие в национальных и международных конференциях, выставках, переговорах; длительная и прибыльная работа компании; использование в деятельности компании добровольных де­нежных и имущественных средств работников; доверительные отношения между персоналом; снижение простудных и сердечно-сосудистых заболеваний; активизация рационализации и изобретательства; усиление интереса работников к повышению профессио­нального образования;

активное приобретение акций своей и других компаний; формирование организационной культуры компании, отрасли, региона;

усиление технологической и организационной дисциплины; усиление лояльности к руководству всех уровней; сокращение количества оперативных совещаний и увеличе­ние количества стратегических;

усиление устойчивости организации к внешним возмущаю­щим воздействиям;

проведение благотворительной деятельности и меценатства, выпуск продукции, имеющей устойчивый спрос; формирование благоприятного социально-психологическо­го климата в компании (компания должна быть улыбчивая). Приведенные обстоятельства могут наблюдаться, а могут и фор­мироваться.

Руководитель должен стремиться усиливать имеющиеся положи­тельные обстоятельства и формировать недостающие.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: