При рыночном подходе используется метод сравнения продаж, когда рассматриваемый актив сравнивается с аналогичными объектами интеллектуальной собственности или интересами в этих объектах либо с ценными бумагами, обеспеченными НМА, которые были проданы на открытом рынке.
Двумя наиболее распространенными источниками данных, используемыми в сравнительном подходе, являются рынки, на которых продаются как интересы в собственности на аналогичные «неосязаемые» активы, так и деривативы (фьючерсы и опционы). Должна существовать обоснованная база для сравнения, когда опора делается на сравнимые ОИС, которые присутствуют в той же отрасли или бизнесе, что и рассматриваемый ОИС, или в той же, которая реагирует на те же экономические переменные.
Когда для обеспечения ориентиров при определении величины стоимости используются предыдущие сделки в отношении предмета оценки, могут потребоваться корректировки данных с учетом течения времени и изменившихся обстоятельств в экономике.
Основными элементами сравнения, которые должны рассматриваться при отборе и анализе сделок по продаже являются следующие:
· Структура и объем юридических прав собственности на неосязаемое имущество, передаваемых в сделке.
· Существование каких-либо специальных условий и соглашений о финансировании.
· Экономические условия, которые существовали на соответствующем вторичном рынке во время сделки по продаже.
· Отрасль или бизнес, где использовался (или будет использоваться) неосязаемый актив.
· Физические характеристики ОИС.
· Функциональные характеристики ОИС.
· Технологические характеристики ОИС.
· Включение других нематериальных активов в сделку.
Для определения диапазона рыночной цены ОИС выявляются, во-первых, все технологические и технические преимущества, которые получает собственник благодаря приобретению прав, и, во-вторых, диапазон возможных рыночных оценок, соответствующий выделенной области техники.
Нижняя граница диапазона рассчитывается обеими сторонами как минимальная приемлемая для собственника оценка платежа за раздел с конкурентом области технической исключительности, обеспечиваемой патентом. Эта оценка служит базой, на которой стоится стратегия поведения собственника при переговорах. Основные этапы расчета нижней границы приведены в таблице3.2.3.1.
Верхняя граница ценыпатента рассчитывается как максимальная приемлемая для конкурента – потенциального лицензиата оценка платежа за доступ к запатентованному новшеству.
Таблица 3.2.3.1
№ этапа | Расчет растущего рынка | Расчет для поделенного рынка | |
Минимальная оценка ОИС (патента или лицензии), приемлемая для патентообладателя через расчеты ожидаемого будущего приращения прибыли патентообладателя на растущем рынке, где патентообладатель имеет установленную долю рынка, которая не подвергается риску с проникновением конкурента. При этом необходимо учесть возможности альтернативного использования капитала, требуемого для расширения рынка, а также целесообразность проведения экспансии. | Так как возможности для расширения доли или объема рынка в основном исчерпаны, оценка должна отражать неизбежное при отказе от исключительности, обеспечиваемой патентом, уменьшение доли рынка, занимаемой патентообладателем. Простейший способ оценить эти потери – рассчитать потерю прибыли от продаж в каждом году наличия патентной охраны, а затем суммировать эти потери с учетом коэффициентов дисконтирования. | ||
Патентообладатель должен учесть поправку на эффект сопутствующих или производных продаж (например, комплектующие изделия, расходные материалы, программное обеспечение и т.д.) | |||
При анализе дохода патентообладателя учитываются издержки на дополнительные производные мощности, которые потребуются при отсутствии конкурента и расширении производства, издержки на расширение маркетинга и сбыт, а так же риски, возникающие при любом расширении рынка. | Учет изменений производственных мощностей, сокращение расходов на маркетинг и сбыт. | ||
Источник: Бромберг Г.В. Основы патентного дела: Учеб. Пособие. М.: 2002.С.30.
Таким образом, в процессе определения цены существуют:
две оценки, минимальные среди приемлемых для патентообладателя, одна из которых вычислена патентообладателем, другая конкурентом;
две оценки, максимальные среди приемлемых для конкурента, одна из которых вычислена патентообладателем, другая конкурентом.
Предполагается, что патентообладатель и конкурент для переговоров находят частично совпадающее пространство между соответствующими оценками.