Классовая сущность государства выражалась в его функциях

Внутренние функции:

Ø охрана частной собственности рабовладельцев;

Ø создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных;

Ø подавление сопротивления рабов и неимущих свободными методами жесткого насилия (нередко просто для устрашения и профилактики);

Ø идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка;

Общесоциальные функции рабовладельческое государство осуществляло в той мере, в какой они соответствовали интересам господствующего класса.

Внешние функции:

Ø функции обороны своей территории;

Ø мирные связи с другими государствами;

Ø захват чужих территорий;

Ø управление завоеванными территориями;

Данный круг функций был прерогативой сравнительно простого государственного аппарата, важнейшую роль в котором играла армия.

Основными формами государственного устройства являлись:

Ø номовая государственность;

Ø теократия;

Ø тирания;

Ø восточная деспотия;

ТИРАНИЯ (греч. tyrannis),

1) в древнегреческих полисах форма государственной власти, установленная насильственным путем и основанная на единоличном правлении. Возникла в 7-6 вв. до н. э. в процессе борьбы между родовой знатью и демосом. Реформы тиранов были направлены на улучшение положения демоса, развитие ремесла и торговли.

2) Тирания, или синьория, — форма политического устройства ряда средневековых городов-государств Сев. и Ср. Италии.

3) (Перен.) правление, основанное. на деспотизме.

Теократия (греч.) — буквально господство Бога: такое государственное устройство, при котором верховным правителем государства предполагается само Божество, изрекающее свою волю через посредство особо к тому предназначенных лиц, т. е. жреческого сословия или духовенства. Впервые этот термин употреблен Иосифом Флавием, в его сочинении против Аппиона, для обозначения государственного строя иудеев, в котором верховными нормами государственной и общественной жизни являлись веления Божии, изложенные в законе Моисея и изрекаемые через посредство судей, пророков и священников. по словам Пятикникия, сам Бог обещал израильскому народу, что он будет избранным народом Божим, если будет исполнять его ведения. В этих словах выражен основной принцип Т. Но не одно иудейское государство было Т.; ею были, хотя в меньшей степени, и Египет, где фараон производил себя от божества и осуществлял на земле веления богов, и Ассирия, и большинство первобытных государств; элементы Т. были и в древней Греции, и в Риме, где жреческие обязанности соединялись с политическими и их освящали. Особенно важное значение получило развитие теократического принципа в средние века в западной церкви и в арабском халифате.

Основными этапами развития государственности являются следующие:

1.) номовые государства;

Номовое государство – государство, в центре которого находится храм (храмовое государство), впоследствии трансформировавшееся в империю.

2.) городские государства;

На данном этапе развития общества происходит централизация государства. Государственность сформирована в центре.Произошло объединение городских цивилизаций.

3.) государства – империи;

Характерной чертой этого периода явился отрыв государственной власти от родового принципа властвования, формирование имперского аппарата управления.

Власть рабовладельческого общества носит сакральный (священный) характер.

Царь – либо наместник Бога на земле, либо Бог, спустившийся на землю. В следствие такой точки зрения постоянно возникали противостояния государственной власти и власти жрецов, что привело к теократии – совпадению в одном лице государственной и духовной власти.

Наиболее типичная социальная структура рабовладельческого государства:

свободные зависимые

- жрецы; - рабы;

- чиновники; - зависимые общинники;

- общинники; (переходная ступень,

- ремесленники; полузависимая страта,

представители которой

попали в долговую кабалу);

Процесс стратообразования был замедленным.

В целом Древний мир эпоха в истории человечества, доминирующей линией развития которой было утверждение рабовладельческого способа производства, возникновение первых классовых обществ и государств.

Неоднозначность природно – климатических условий во многом определяла дифференцированность этого процесса. Не каждая страна проходила все его стадии, они протекали в государствах не одновременно и не одинаково.

От родовой организации государство отличается следующими характерными признаками.

1. Создание особой публичной власти, которая не совпадает с населением. Публичная (т.е. общественная) власть существовала, как мы видели, и в первобытном обществе. Но там она совпадала непосредственно с населением, была неполитической, т. е. неклассовой публичной властью. Особенность публичной власти в лице возникшего государства состояла в том, что она принадлежала не всем членам общества, а лишь экономически господствующему классу, являлась политической властью. Эта власть осуществляется специальными отрядами людей, которые в целях удержания, укрепления и развития экономического господства эксплуататоров выполняют специфические функции управления, используя механизм принуждения и насилия. В его состав входят армия, различные карательные органы, чиновничество. Для содержания всего этого аппарата, который развивается и усложняется по мере развития эксплуататорского общества и отрывает значительную часть населения от производительного труда, необходимы материальные средства. Они взимаются с населения в виде налогов.

2. Разделение подданных государства по территориальным делениям. Родовые объединения держались на кровных узах. С появлением же частной собственности и классов родовые связи начинают слабеть, а затем исчезают совсем. Происходит смешение родов и племен, и родовая организация постепенно преобразуется в административно- - территориальную. Государственная власть соединяет людей не по признаку родства, а по месту жительства, т. е. по территориальному принципу. Гражданам предоставлялось осуществлять свои общественные права и обязанности там, где они поселялись, безотносительно к роду и племени. Место клана занимает административный округ, место старейшины - государственный чиновник, назначаемый из центра или ему подчиненный. Родовая организация уступает место государству.

Разложение первобытного общества с его родовой организацией и процесс образования государственной власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенности. В зависимости от этих условий можно выделить три основные формы, в которых возникло государство на развалинах родового строя афинскую, римскую и древнегерманскую.

Возникновение государства в Афинах представляет собой самую "чистую", классическую форму. Здесь оно появилось непосредственно из антагонистических классовых противоречий, развивающихся внутри самого родового общества, без воздействия каких- либо внешних или иных приходящих факторов.

Реформы Солона (594 г. до н.э.) и Клисфена (509 г. до н.э.) привели к окончательному разрушению старого, родового устройства, существовавших форм правления, к территориальному разделению населения и образованию политической власти с ее законодательными, законосовещательными, исполнительными органами, постоянным войском, полицией и таможенной стражей, тюрьмами и другими государственными учреждениями.

Возникновение Афинского рабовладельческого государства типичный пример образования государства.

Особенности создания Римского государства состояли в том, что этот процесс был ускорен борьбой плебеев с римской родовой знатью патрициями. Плебеи были лично свободными людьми из населения покоренных территорий, но стояли вне римских родов, не являлись частью римского народа. Владея земельной собственностью, плебеи должны были платить налоги и отбывать военную службу, но были лишены права занимать какие-либо должности, не могли пользоваться римскими землями. Борьба плебеев против патрицианских привилегий была главным образом борьбой против древнего общественного строя, покоившегося на кровных узах. Победа плебеев в этой борьбе взорвала старую, родовую организацию и воздвигла государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях.

На образование государства у древних германцев активно повлияли завоевания ими огромных территорий Римской империи. Германские племена, имевшие к тому времени еще родовое устройство, не могли с помощью родоплеменных организаций управлять римскими провинциями: понадобился специальный аппарат принуждения и насилия. Органы родового строя были быстро преобразованы в государственные органы.

Отличительной чертой образования государства у древних германцев явилось то, что оно возникло не как рабовладельческое, а как раннефеодальное. Это было обусловлено тем, что в Римской империи рабство экономически себя изжило, здесь возникли и начали крепнуть феодальные отношения; германские же племена находились в состоянии распада родовых отношений, образования классов, но сложившегося рабства у них не было.

Каким бы своеобразием ни отличалось возникновение государства у разных народов, во всех случаях оно появляется, в конечном счете, под воздействием экономического развития как закономерный результат разложения доклассового и образования классового общества.

Параллельно с возникновением государства шел процесс формирования права.

Образование частной собственности и раскол общества на непримиримые классы сделали первобытные обычаи в их прежнем виде непригодными для регулирования поведения людей. Эти обычаи выражали общую волю. В новых исторических условиях - условиях классовой борьбы понадобились нормы, которые бы выражали волю только господствующего класса. Этот класс поначалу стремился приспособить обычаи прошлой эпохи к своим потребностям, в силу чего постепенно менялось содержание таких обычаев. Они трансформировались в юридические правила, перерастали в правовые нормы. Вместе с тем трансформированные обычаи еще длительное время сохраняли черты первобытной эпохи.

Кроме трансформации обычая источником образования правовой системы служили акты государственных органов. Особенно активной была правотворческая деятельность органов юстиции, созданных уже на раннем этапе возникновения государства. Источником правообразования служили многие судебные решения, которым придавалось значение общих правил. Однако по мере того, как крепли центральные органы государственной власти, именно их акты становились наиболее авторитетным источником права, главным средством его формирования. Создававшиеся государством юридические законы были направлены на урегулирование отношений частной собственности и других групп общественных отношений для обеспечения привилегированного положения рабовладельцев.

Право возникло как качественно новая, неизвестная первобытному строю система социальных норм. Для проведения в жизнь правовых норм государство использовало принудительную силу государственного аппарата, различные меры государственного принуждения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: