Общественный строй

Разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий – варн. Все свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существовавшим порядком и освещено религией. С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Переход из одной варны в другую строго запрещался. Ограничивалась возможность смешанных браков, устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, и наоборот. Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, ваишьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые касты – касты знати – обособились от двух низших.

В соответствии с законами Ману выделяли следующие варны:

Ø брахманы – члены жреческих родов;

Ø кшатрии – военная аристократия;

Ø вайшьи (вайшии) – свободные полноправные общинники;

Ø шудры – низшая варна, неравноправные члены общества;

Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах – дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление. Вайшьям приписывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн.

Причинами развившейся замкнутости сословий (варн) стали строгая эндогамность – заключение брака между представителями одной варны; определенная, наследственно закрепленная профессия; поклонение одним богам.

Община была важнейшим компонентом социального, общественного и экономического строя в Маурийский период, поскольку объединила значительную часть населения – свободных землевладельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое – где еще существовалаи примитивная родовая. В общине сохранялись черты единого коллектива и старые общинные традиции – свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления. Со временем все большее значение приобретали главы деревни. Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, постепенно превращаясь в ее представителя.

Процесс имущественного разделения в общине обусловил существование верхушки, эксплуатировавшей рабов и наемных работников; общинников, которые сами работали на своих участках; разорившихся общинников, которые лишались земли и орудий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов. Деревенские ремесленники делились на ремесленников, которые работали самостоятельно и имели свои собственные мастерские, и ремесленников, которые нанимались на работу за определенную плату.

Рабство Древней Индии отличалось своей неразвитостью – наряду с рабовладельческими отношениями продолжают сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становился рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей. Рабский труд не играл значительной роли в экономике Древней Индии. В праве древнеиндийского государства отсутствует отчетливое противостояние свободных и рабов, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим, но варны заслоняли собой классы.

Характерной чертой древнеиндийского рабства было наличие законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам.

Законы Ману выделяли следующие разряды рабов:

Ø захваченные под знаменем (военнопленные);

Ø рабы за содержание;

Ø рабы, рожденные в доме хозяина;

Ø купленные;

Ø подаренные;

Ø доставшиеся по наследству;

Ø рабы в силу наказания;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: