Из таблиц 4.2 – 4.5 видно, что при увеличении нагрузки на валу возрастает ток якоря, а скорость вращения уменьшается. Зависимость скорости вращения вала от тока якоря называется скоростной характеристикой двигателя постоянного тока. По данным таблицы 4.2 строится естественная скоростная характеристика(№1). На этом же графике по данным таблицы 4.3 строится искусственная скоростная характеристика при добавочном сопротивлении в цепи якоря(№2). По таблице 4.4 строится искусственная скоростная характеристика при пониженном напряжении на якоре двигателя(№3). По таблице 4.5 строится искусственная скоростная характеристика при ослабленном магнитном потоке(№4). Все скоростные характеристики показываются на одном графике n=F(Iя).
Энергетические, механические и скоростные характеристики двигателя постоянного тока, полученные экспериментальным путем, сравниваются с теоретическими и делаются выводы по работе.
Контрольные вопросы
1. Устройство двигателя и назначение отдельных его частей.
2. Принцип действия двигателя и назначение коллектора.
3. Основной магнитный поток и электродвижущая сила обмотки якоря.
4. Электромагнитный момент двигателя постоянного тока.
5. Режим холостого хода. Ток и скорость вращения якоря в режиме холостого хода.
6. Как изменяются ток и скорость вращения якоря при увеличении нагрузки на валу двигателя?
7. Электромагнитный момент и механическая характеристика двигателя постоянного тока независимого возбуждения.
8. Энергетическая диаграмма, потери и коэффициент полезного действия двигателя постоянного тока независимого возбуждения.
9. Как осуществляется пуск двигателей постоянного тока и почему в процессе пуска ток якоря уменьшается?
10. Регулирование скорости двигателя постоянного тока.
Литература
1. Данилов И.А., Иванов П.М. общая электротехника с основами электроники. “Высшая школа”, 2007. с. 269-280
2. Борисов Ю.М. Электротехника. «Энергоатомиздат», 1985, с.367-395.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4
ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА НЕЗАВИСИМОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ
М1 – асинхронный двигатель(нагрузочная машина)
М2 – двигатель постоянного тока
А1 – амперметр постоянного тока 2А(модуль В3)
SA1 – переключатель для регулировки тока I1
RP1 – добавочное сопротивление якорной цепи
RP2 – добавочное сопротивление цепи возбуждения
И – индикатор UЯ, IЯ, IВ.
Паспортные данные двигателя постоянного тока независимого возбуждения
Тип ПЛ-072
Номинальная мощность PН=180 Вт
Номинальное напряжение якоря UЯН=220 В
Номинальное напряжение возбуждения UВН=200 В
Номинальное ток якоря IЯН=1,3 А
Номинальная скорость nН=1500 об/мин
Номинальный КПД η=63%
Механические потери ∆Pмех=15 Вт
Сопротивление обмотки якоря RЯ=17,5 Ом при 20˚С
Сопротивление обмотки возбуждения RВ=820 Ом при 20˚С
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4
ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА НЕЗАВИСИМОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ
М1 – асинхронный двигатель(нагрузочная машина)
М2 – двигатель постоянного тока
А1 – амперметр постоянного тока 2А(модуль В5)
SA1 – переключатель для регулировки тока I1
RP1 – добавочное сопротивление якорной цепи
RP2 – добавочное сопротивление цепи возбуждения
И – индикатор UЯ, IЯ, IВ.
Паспортные данные двигателя постоянного тока независимого возбуждения
Тип ПЛ-072
Номинальная мощность PН=180 Вт
Номинальное напряжение якоря UЯН=220 В
Номинальное напряжение возбуждения UВН=200 В
Номинальное ток якоря IЯН=1,3 А
Номинальная скорость nН=1500 об/мин
Номинальный КПД η=63%
Механические потери ∆Pмех=15 Вт
Сопротивление обмотки якоря RЯ=17,5 Ом при 20˚С
Сопротивление обмотки возбуждения RВ=820 Ом при 20˚С