Полисиллогизмом или сложным силлогизмом называется два или несколько простых силлогизмов, связанных друг су другом таким образом, что заключение одного из них становится посылкой другого.
Различают прогрессивные и регрессивные полисиллогизмы. В прогрессивных полисиллогизмах заключение предшествующего силлогизма становится большей посылкой следующего силлогизма.
Пример:
Б. П. 1 Все люди (А) разумные существа (В)
М. П. 1 Все разумные существа (В) должны уметь рассуждать логически (С)
Вывод 1 Все люди (А) должны уметь рассуждать логически (С)
Б. П. 2 Все люди (А) должны уметь рассуждать логически (С)
М. П. 2Все студенты (D) – люди (A)
Вывод 2 Все студенты (D) должны уметь рассуждать логически (С)
Имеем: А→В и А→ С
В→СD→A
А→ С D→C
Структуру данного прогрессивного полисиллогизма можно записать следующим образом:
(А→В)(В→С)(А→ С)(D→A)├ (D→C), где ├ - означает общий вывод.
Регрессивным полисиллогизмом называется полисиллогизм, в котором заключение предшествующего силлогизма становится меньшей посылкой следующего силлогизма.
|
|
Пример:
Б. П. 1 Все организмы (В) суть тела (С)
М. П. 1 Растения (А) есть организмы (В)
Вывод 1 Все растения (А) суть тела (С)
Б. П. 2 Все тела (С) имеют вес (D)
М. П. 2Все растения (А) – тела (С)
Вывод 2 Все растения (А) имеют вес (D)
Имеем: В→С и С → D
А→ВА→ С
А→ С A→D
Структуру данного прогрессивного полисиллогизма можно записать следующим образом:
(В→С) (А→В) (С → D)(А→ С)├ (A→D), где ├ - означает общий вывод.
Прогрессивные и регрессивные полисиллогизмы на практике чаще всего применяют в сокращенной форме в виде соритов (полисиллогизмов с общими посылками). Выделяют два вида соритов – прогрессивный и регрессивный.
Прогрессивный сорит получается из прогрессивного полисиллогизма путем выбрасывания заключений предшествующих силлогизмов и больших посылок последующих.
Все, что укрепляет здоровье (А), полезно (В).
Спорт (С) укрепляет здоровье (А).
Легкая атлетика (D) – спорт (С).
Бег (E) – вид легкой атлетики (D).
Бег (Е) – полезен (В).
Структура и схема приведенного сорита имеет вид:
Все А суть В А → В
Все С суть А С →А
Все D суть С D→ С
Все Е суть DЕ → D
Все Е суть В Е → В
Здесь опущен вывод первого простого силлогизма «Спорт (С) – полезен (В)», большая посылка второго силлогизма «Легкая атлетика (D) – полезна (C)».
В виде правила вывода схему прогрессивного сорита можно записать так:
(А→В)(С→А)(D→ С)(E→D)├ (E→B), где ├ - означает общий вывод.
Регрессивный сорит получается из регрессивного полисиллогизма путем выбрасывания заключений предшествующих силлогизмов и меньших посылок последующих. В примере, иллюстрирующем схему регрессивного сорита, поменяем местами большую и меньшую посылки. Получим:
|
|
Все растения (А) суть организмы (В).
Все организмы (В) суть тела (С).
Все тела (С) имеют вес (D).
Все растения (А) имеют вес (D).
Структура и схема приведенного сорита имеет вид:
Все А суть В А → В
Все В суть С В →С
Все С суть DС → D
Все А суть D А → D
Здесь опущено заключение первого простого силлогизма «Все растения (А) суть тела (С)».
В виде правила вывода схему прогрессивного сорита можно записать так:
(А→В)(В→С)(С→ D)├ (А→ D), где ├ - означает общий вывод.
Эпихейремой называется такой сложносокращенный полисиллогизм, обе посылки которого представляют собой сокращенные простые категорические силлогизмы (энтимемы).
Схема эпихейремы, содержащей лишь общие и утвердительные высказывания имеет вид:
Все А суть С, т.к. А суть В
Все D суть А, т.к. D суть E
Все D суть С
Например, рассмотрим процесс восстановления эпихейремы до полного полисиллогизма:
Благородный труд (А) заслуживает уважения (С), так как благородный труд (А) способствует прогрессу общества (В).
Труд учителя (D) есть благородный труд (А), так как труд учителя (D) заключается в обучении и воспитании подрастающего поколения (Е).
Труд учителя (D) заслуживает уважения (С).
Первая и вторая посылки эпихейремы представляют собой энтимемы, т.е. сокращенные категорические силлогизмы, у которых одна из посылок пропущена. Выразим полностью первую и вторую посылки эрпихейремы:
1. Все В суть С
Все А суть В
Все А суть С
Б. П. Все, что способствует прогрессу общества (В), заслуживает уважения (С).
М. П. Благородный труд (А) способствует прогрессу общества (В).
Вывод 1 Благородный труд (А) заслуживает уважения (С).
2. Все Е суть А
Все D суть E
Все D суть A
Б. П. Обучение и воспитание подрастающего поколения (E) есть благородный труд (А).
М. П. Труд учителя (D) заключается в обучении и воспитании подрастающего поколения (E).
Вывод 2 Труд учителя (D) есть благородный труд (A).
Заключения первого и второго силлогизмов являютсуя посылками третьего силлогизма:
3. Все А суть С
Все D суть А
Все D суть С
Б. П. Благородный труд (А) заслуживает уважения (С).
М. П. Труд учителя (D) есть благородный труд (А).
Вывод 3 Труд учителя (D) заслуживает уважения (С).
Правило вывода эпихейремы:
(В→С)(А→В) ├ (А→С)
(Е→А)(D→E) ├ (D→A)
(D→C)
Путем преобразований это правило сводится к формуле:
((В→С)(А→В)(Е→А)(D→E)) →(D→C)