Проблематика и функции философии

Итак, философия исторически сложилась и существует в культуре как особая область познания, совокупность учений, в которых исследуется несколько иная по сравнению с привычными науками проблематика. Остановимся подробнее на том, что же это за вопросы.

Практическая деятельность человека обеспечивается в первую очередь прикладными и рецептурными знаниями – о том, как сделать ту или иную нужную вещь, о явлениях, которые наблюдаются в мире. Это наиболее конкретный и обширный уровень наших знаний; к нему относятся, например, знание о том, что в течение суток светлое и темное время сменяют друг друга. Более глубоким является уровень знаний о причинно-следственных связях: почему происходит то или иное событие, какие факторы влияют на результат. На этом уровне мир рассматривают все науки: они не только описывают, что происходит и по какой формуле можно рассчитать результат, но и объясняют, по каким причинам должно быть именно так, какие факторы влияют на происходящие события (например, смена светлого и темного времени суток связана с вращением Земли вокруг своей оси). Но среди знаний, которые пытается получить человечество, есть еще один уровень – уровень фундаментальных проблем: как вообще все в мире устроено, откуда берутся сами причинно-следственные связи, какими закономерностями определяется ход нашей жизни.

Направленность философии именно на этот третий, глубинный уровень рассмотрения зафиксирован в ее названии. Как уже было отмечено, слово «философия» означает в буквальном переводе «любовь к мудрости» (это так называемое номинальное определение философии). Основу философской традиции составляют следующий круг проблем:

- как устроен мир в целом? Делится ли он на какие-то области, уровни реальности, и если да, то на какие? Является ли он бесконечным, вечным, или его существование ограничено во времени?

- какие силы (Бог, судьба?) управляют этим миром и человеческой жизнью? Какие отношения у человека с этими силами? Насколько он может повлиять на происходящие события?

- как правильно жить человеку, какие жизненные правила ему нужно соблюдать и почему нужно их соблюдать? Есть ли у человека какое-то особое предназначение? Как правильно определить свои жизненные цели? К каким целям вообще стоит стремиться?

- как и по каким причинам происходят радикальные социальные изменения? По каким принципам должна строиться общественная жизнь и можно ли сделать общество существенно лучше, чем оно сформировалось исторически?

Определив единой формулировкой статус этих вопросов, можно использовать такое определение: философия – это учение о предельных основаниях бытия. Иначе говоря, философия – это сфера самых фундаментальных, «конечных» вопросов, которые мы способны задать. В первом приближении осмысление (или даже интуитивное улавливание) того, что существует не просто бесконечное множество отдельных событий, явлений, что мир как-то устроен в целом, что во всем этом есть логика, какая-то общая закономерность – это и есть отправная точка философского взгляда на мир.

Философия, таким образом, возникает из глобальной потребности человека и человечества в мировоззрении. Нам необходимо иметь какое-то общее представление о мире, которое будет основой для ежедневного решения частных вопросов и практических задач. Мировоззрение – это совокупность общих представлений человека об окружающем мире, своем месте в нем, и вытекающих из этого жизненных принципов и установок человека. Иначе говоря, мировоззрение – это прежде всего общее понимание мира в его глубинных свойствах; на основе знаний этого уровня вырабатываются оценки жизни вообще и отдельных ее сторон; из них возникают убеждения, т.е. решения человека в целом действовать и поступать определенным образом. Все перечисленное и составляет мировоззрение, в котором выделяются соответственно познавательный, оценочный и поведенческий компоненты. (Подробнее о мировоззрении см. в следующем параграфе).

Мировоззрение современного человека может существовать в одной из трех основных форм: а) стихийно сложившиеся взгляды, представления, оценки, основанные на практическом житейском опыте – обыденное мировоззрение; б) взгляды, оформленные и систематизированные в контексте определенной религиозной традиции – религиозное мировоззрение; в) жизненная позиция, которая определена и развита с использованием достижений науки и познавательных средств философии – философское мировоззрение. На практике философское мировоззрение чаще всего вырастает из обыденного как следующий уровень его развития и обобщения. Необходимыми чертами философского мировоззрения являются опора на логику, а не на только чувства, переживания или интуицию; обязательное обоснование и систематизация формулируемых жизненных принципов; знание и максимальный учет общечеловеческих достижений мысли, исторического, а не только личного опыта.

Итак, проблемное поле философии составляют фундаментальные мировоззренческие вопросы. Это самое краткоеописание того, какими исследованиями занимается и что собой представляет философия.

Характеризуя далее специфику философских – мировоззренческих –вопросов, необходимо указать на сочетание в них познавательной и ценностной составляющей. Именно ценностный аспект рассматриваемой проблематики наиболее явно отличает философию от конкретных наук.

Мировоззрение, конечно, требует определенных знаний, формирующих базовое представление о мире. Но мировоззрение – это еще и оценка окружающего мира и позиции человека в нем, выработка убеждений, формулировка жизненных принципов. Все это и составляет ценностный аспект философствования.

Сам термин «ценность» относится к числу наиболее значимых философских терминов. Ценностями в широком смысле называют факторы, которые оцениваются людьми как значимые, служат ориентирами их деятельности, формируют цели. Функционируя как мировоззрение, философия выявляет и анализирует наши жизненные ориентиры (реальные и мнимые), определяет их содержание и статус и даже обосновывает некоторую иерархию, определяя наиболее фундаментальные ценности (истина, добро, красота). Те закономерности мироздания, которые устанавливаются научным и философским познанием, также могут получать в философии ценностное осмысление. (Например, астрономия утверждает: Вселенная бесконечна. Это вывод, который в науке рассматривается только с точки зрения его доказанности. А философия может поставить вопрос: а как себя чувствует человек во Вселенной, которая «вдруг» оказалась беспредельной, «человек в бесконечности – что он значит?»[1]).

Как видим, ценностная составляющая философии центрирована на человеке: ценность – это всегда не только объективные свойства бытия, но и наше к ним отношение. В современной практике часто используется определение предмета философии, дополнительно акцентирующее внимание на сочетании познавательного и ценностного ее аспектов: философияэто способ целостного понимания отношения человека к миру. Отношение может быть и, как правило, является не только познавательным, но и деятельным, определяющим поступки: наша жизненная философия – это основание наших действий.

Поскольку философские проблемы всегда несут в себе ценностную, а потому личностно окрашенную составляющую, они обладают следующими специфическими чертами:

1) для многих философских проблем существуют различные варианты решения, не определяется единственный правильный вариант. Чаще всего в наиболее значимых философских проблемах (например, проблема предназначения человека) существует небольшое количество выработанных в историческом опыте и разрабатываемых вариантов. Человек выбирает наиболее ему подходящий, уже не просто интуитивно, а на основе осмысления его философского обоснования утверждается в нем – в этом и заключается философское преобразование его мировоззрения;

2) к философским проблемам человечество постоянно возвращается на каждом новом витке развития (как это может сделать человек, который в тридцатилетнем возрасте решает вопрос о том, что для него самое важное в жизни, не так, как в двадцать лет). Это не означает отсутствия прогресса в философии; часто это значит, что появился существенный новый опыт, на основе которого возможен новый взгляд на мир. Человечеству такой опыт могут дать, например, серьезные исторические потрясения или глобальные научные открытия;

3) философские проблемы в той или иной степени ставит перед собой каждый человек (т.е. они обращены не к специальной, профессиональной деятельности, а к родовой человеческой сущности). Обратим внимание, что это не делает ненужным знакомство с накопленным человечеством опытом осмысления философских проблем, а, напротив, требует использования этого опыта в личных философских размышлениях.

Мировоззренческий и ценностный характер философских проблем определил также следующую историческую особенность философии. Философия, в отличие от большинства наук, может иметь значимые национальные и исторические особенности (например, русская философия обладает выраженной национальной спецификой). Более того, именно через философию происходит осознание народом себя, своего исторического пути, своего национального характера, в философии выражается и разрабатывается национальная система ценностей (философия ее не создает, но делает явной), фиксируются особенности национального менталитета. Г. Гегель отметил, что философия часто переживает подъем, когда народу предстоят какие-то серьезные исторические изменения, преобразования: необходимость понять себя в таких обстоятельствах усиливается. Поэтому Г. Гегель охарактеризовал философию также как самосознание культуры и самосознание эпохи.

Дополнительно направленность философских исследований может быть представлена через выделение функций философии. Под функциями в данном случае понимаются те задачи, которые выполняет философия в развитии культуры.

Мировоззренческая функция состоит в том, что философия является наиболее эффективным способомформирования целостной картины мира, т.е. представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия разрабатывает методы познания окружающей действительности, предлагая и анализируя приемы, которые мы используем в познавательной деятельности, оценивая их эффективность применительно к различным познавательным задачам.

Гносеологическая функция присуща философии, поскольку философия дает знания, содержит в себе значительный объем собственной информации.

Аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения рассматриваемых в философии ценностей – нравственных, социальных, эстетических, идеологических и др.

С аксиологической функцией граничит критическая функция: философи я подвергает критическому анализу окружающий мир и существующее знание, указывает на оборотную сторону явлений, обнаруживает недостатки привычной реальности, поскольку рассматривает ее с позиций не только того, что есть, но и того, что должно быть.

Воспитательная (воспитательно-гуманитарная, культурно-воспитательная)функцияфилософии состоит в том, что она культивирует гуманистические ценности и идеалы, транслирует их, приобщая к ним новые поколения.

Перечисленные функции являются ключевыми, базовыми для философии. В дополнение к ним выделяются также[2]:

социальная функция, т.е. задача философииобъяснить общество, его эволюцию и современное состояние, его структуру и движущие силы, выявлять социальные противоречия и пути совершенствования общества;

гуманистическая функция – способность философии помочь человеку адаптироваться в окружающем мире, найти свое предназначение, укрепить свой дух;

прогностическая функция, т.е. возможность в рамках философиипредвидеть (в том числе на отдаленную перспективу, тогда как наука чаще всего ориентирована на ближайшее будущее) тенденции развития Вселенной, процесса познания, человека, природы и общества;

интерпретаторская функция, т.е. описание природной и социальной действительности под определенным углом зрения;

коммуникативная функция, заключающаяся в том, что философия помогает людям обсуждать общечеловеческие проблемы, создает язык для такого обсуждения (систему философских терминов);

эвристическая функция, состоящая в содействии философии приросту научных знаний;

интегрирующая функция, заключающаяся в синтезе отдельных суждений о мире, и т.д.

Это более частные функции, список которых может быть расширен. Обратим внимание, что возможность их выделения указывает на востребованность в человеческой жизни знаний особого типа – философских, мировоззренческих.

Вопросы для самопроверки.

1. Выделите из прочитанного материала формулировки, которые можно рассматривать как варианты определения предмета философии. Какую из этих формулировок можно считать наиболее принятой в настоящее время?

2. Выделите философские термины, которые встретились вам в этом разделе. Объясните значение каждого из них.

3. Что представляет собой самосознание как часть сознания человека? Объясните с использованием своего суждения о самосознании человека, в чем смысл определения философии как «самосознания эпохи».

4. Составьте список функций философии, где каждая функция будет определена двумя-тремя ключевыми словами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: