Философская онтология

Учение о бытии – основа любого мировоззрения. Понятие «бытие» выработано философией, и его авторство принадлежит древнегреческому философу Пармениду. Понятие «бытие» раскрывалось с помощью уточнения содержания понятий, составляющих общую с ним систему, таких, как «субстанция», «движение», «пространство», «время». Одновременно подтвердилось системообразующее значение понятия «бытие».

Понятие «бытие» содержит прямое указание на единство мира. Но эта идея философии ведет к постановке новых проблем. Вместе с проблемой «бытия» они образуют систему основных онтологических вопросов, разрабатывавшихся в развитии философии.

Основные онтологические проблемы:

​ ·В чем конкретно состоит единство мира?

​ ·Благодаря чему единый мир существует?

​ ·Как объяснить изменяющуюся реальность явлений?

​ ·В каких основных формах бытие реализуется?

Разберемся в проблемах теории бытия последовательно. Начнем с решения вопроса о природе бытия, выраженной понятием «субстанция». Субстанция в философии трактуется как всеобщая основа бытия. Определение субстанции дал Б. Спиноза: это то, что имеет основания существования в себе, самодостаточно. Из субстанции возникает все, и во всем этом она присутствует.

В зависимости от ответа на вопрос: «Что именно является субстанцией, т.е. служит связующим, первичным, универсальным «элементом» (элементами) всего?» находится качество философской модели мира, определенность ее позиции относительно основного вопроса философии (вспомните содержание этого вопроса, представленного в разделе 1). С помощью формулы основного вопроса вполне реально выстроить историю философии в виде усложняющегося спора, расставить всех по местам наподобие тому, что мы имеем в периодической системе Д.И.Менделеева.

Вопрос о субстанции бытия, природе его единства разделил философов на монистов и плюралистов, среди которых особняком стоят дуалисты.

Монисты – сторонники сведения мира к единственной основе. Внутри монизма продолжается диалог, начавшийся еще в архаической философии между представлениями Милетской школы и Элейской, а также Пифагором и Гераклитом. Милетская школа придерживалась толкования субстанции как материального основания. Они и оказались основоположниками материалистического монизма, или материализма. Пифагор и элеаты искали идеальную субстанцию. Отсюда и название – «идеалисты», «идеализм».

Плюралисты, включая дуалистов, исходят из убеждения, что субстанцию невозможно отождествить с единственным основанием. Только из одного объяснить многообразие мира, особенно существование вещественного (материального) и невещественного (идеального), нельзя. Субстанция либо двойственна (так считают дуалисты), либо множественна (точка зрения остальных плюралистов).

Материализм и идеализм – основные направления в философской онтологии имеют свою историю. Материализм прошел путь от наивного понимания материи до современного, базирующегося на фундаментальных научных знаниях.

У идеализма была не столь выразительная история. Уже в недрах Античной философии сложились обе формы идеализма: объективная и субъективная. Объективный идеализм начинался с Пифагора и Парменида, расцвел в творчестве Платона. Все объективные идеалисты исходили из того, что субстанция идеальна и отлична от сознания человека. Они признавали бытие идеального вне человеческого сознания.

Суть субъективного идеализма лучше всего представил Дж. Беркли: существовать – значит быть в восприятии. В своих рассуждениях о природе вещей он, используя общее название, отождествил вещь с ее образом в сознании и определил вещь через ее отражение в форме совокупности ощущений. Вещь – это сумма определенных ощущений, следовательно, она способна быть собою исключительно в сознании человека (или Бога, когда человек лишен способности ощущать).

Итак, понятие «бытие» привело нас к необходимости загружать его системным содержанием, конкретизировать. На помощь пришло понятие «субстанция». Оно, в свою очередь, вывело нас на понятия «материя» и «сознание», последнее выступило в двух формах – «субъективной» (человеческой) и «объективной» (сверхчеловеческой, дочеловеческой - «мировой дух», «абсолютная идея», «мировая воля» и т.п.). Отношения материи и сознания оформились в основной вопрос философии, имеющий две стороны и множество решений. Отсюда возникли монизм, дуализм, плюрализм, оптимизм, скептицизм, агностицизм и их разновидности. Многообразие философских теорий бытия и познания в значительной мере обусловлено пониманием основополагающих категорий «материя» и «сознание».

«Материя» – главное понятие для материалистов и проблема для идеалистов. Материализм постулирует существование материи в качестве субстанции бытия, ему нет особой необходимости доказывать свое суждение. К законам сохранения (вещества, энергии и импульса) материалисты апеллируют дополнительно, заручаясь поддержкой науки.

Идеализму, напротив, материя «дана в нагрузку», идеализм поставлен перед необходимостью выработать отношение к этому понятию. Субъективные идеалисты нашли «простой» выход из положения, отвергнув самостоятельное существование материи. Дж. Беркли говорил: «Материя» – это «ничто», в отличие от ощущения (идеи), которая всегда есть «нечто»». Махисты материей называли общие, устойчивые, повторяющиеся ощущения.

Объективный идеализм действовал осмотрительнее, принимая во внимание общую философскую, мировоззренческую ситуацию. Абсолютизация числа Пифагором не привела его к отрицанию вещей вне сознания. Приняв за субстанцию идею, Платон рассматривал вещи как «тени» идей (вспомните, как на этом «поймал» его Аристотель). Не смог без природы выстроить свою систему Гегель, умно определив природу «инобытием» идеи.

Всех идеалистов объединяет вывод об обусловленности материального (природного). Первично идеальное, материальное – вторично. Существование материи зависит от сознания.

История материализма формировалась на базе эволюции толкования материи. До середины XIX столетия безраздельно господствовал субстанциональный подход к пониманию материи. Материю трактовали как основу бытия в буквальном смысл – то, из чего все состоит (например, атомы). Таким образом, ее сводили к одной из форм ее проявления или уровню существования.

Коренной перелом в понимании материи наступил во второй половине XIX в. Новый подход к определению материи разработала марксистская философия, назвав его «атрибутивным». С точки зрения этого подхода, материю определять через универсальный уровень организации либо способ проявления бесперспективно. Любая попытка указать на что-то предметно конкретное как на материю временна, до очередного естественнонаучного достижения, после чего надо изменять определение.

Атрибутивный способ определения материи, предложенный диалектическим материализмом, базируется на отношении материи к сознанию. Материя – это все то, что существует вне сознания и независимо от сознания, она есть объективная реальность. Объективная реальность существует сама по себе, она самодостаточна.

Быть объективной реальностью – важнейший признак материи, имеющей фундаментальное и универсальное значение для миропонимания. Есть и другие признаки материи: неисчерпаемость; безграничность; движение;​ структурность и системность в организации; многокачественность; самодостаточность; отражение. Однако в определение включаются не все они: выбран качественно определяющий признак.

Категории «материя» в философии противопоставляется понятие «сознание».

Материалисты на всем протяжении своей истории придерживались понимания сознания в связи с материей. Сознание, утверждали материалисты, обусловлено материей. Разрабатывались два варианта: либо сознание – свойство материи, либо само есть материальное явление. Последняя версия – крайняя, упрощающая и упраздняющая проблему. Ее назвали «вульгарным материализмом». Вульгарные материалисты (Л.Бюхнер, Я. Молешотт, К. Фохт) говорили: мозг производит сознание подобно тому, как печень продуцирует желчь. Сознание материально не в смысле зависимости от материального носителя, как свойство материи, а по способу существования.

Среди основной части материалистов, тех, кто видел в сознании свойство материи, имелись разногласия в решении вопроса о масштабе распространения сознания. Ряд материалистов признавал сознание универсальным свойством материального (гилозоизм), им возражали остальные. Одни сводили сознание к человеческой монополии, другие наделяли сознанием высокоразвитых животных.

Чем объяснить, что именно сознание оказалось в центре философской полемики и до сих пор служит основой разногласий? Искать ответ следует в уникальном свойстве сознания – его способности творить. Природа тоже творит, о чем свидетельствует ее эволюция, но значительно чаще мы обнаруживаем в природе разрушения, катаклизмы. Для творчества природы требуются миллионы лет проб и ошибок. Сознание творит «на ходу», легкость такого творчества не выражает спрятанную за ним напряженность труда, она несколько демонстративная, тем не менее, это факт.

Творчество заложено в суть сознания. Наше сознание не было бы собою вне творческой составляющей. Почему? Сознанию не достаточно отражать, оно должно реконструировать действительность, изменяя материальную природу вещей. Топор оставит физический след на дереве, эксперт найдет в нем металлические частицы. Дерево отразит удар металла, и отражение получится также физическим – одной материальной природы с топором. Сознание так отражать не может. Сознание обязано преобразовывать вещи в образы, понятия. Творчество, по существу, и есть преобразование. Идеалисты в принципе правы, определяя мировоззренческое положение сознания через свойство творить. Они неправы, когда абсолютизируют творческую способность сознания.

Отражение предшествует творчеству сознания, поэтому, несмотря на особую ценность в деятельности сознания творческой составляющей, сознание определяют посредством свойства отражать. Сознание – высшая из известных нам форм отражения, оно уникально в своей идеальности. Мышление – свойство головного мозга, сознание – свойство мышления личности. Мышление материально, сознание идеально.

С данным заключением связана необходимость разобраться в том, что такое идеальность. Благодаря чему достигается идеальность отражения в сознании? Ответ дают свойства отражения на уровне сознания:

​ ·способность абстрагироваться (отвлекаться) от непосредственного взаимодействия с предметом;

​ ·обобщающая способность сознания, наличие второй сигнальной системы – слова; развитая речь;

​ ·опережающее отражение в сознании предметного действия;

​ ·активность мышления, как необходимое продолжение возможности опережающего отражения.

Идеальное – это форма отражения, выстроенная на перечисленных свойствах. Несложно заметить, что идеальность не первична, она форма, принимаемая отражением очень высокого уровня совершенства. И опять-таки вопрос: могла природа достигнуть такого уровня внутри собственного движения, или она закладывала в ходе эволюции всего лишь базу идеального? Второе ближе к истине. Природа породила предка человека с высоким потенциалом совершенствования. Началась новая ступень эволюции – становление homo sapiens. «Человек разумный» вывел эволюцию на следующую ступень – создал общественную форму своей жизни. И только тогда, совместными усилиями естественной (природной) истории и естественно-исторического (социального) прогресса, удалось получить отражение в идеальной форме, дополнить материальное идеальным. Материальное и идеальное – диалектические противоположности, существующие во взаимосвязи.

Естественно и то, что сознание не вдруг появилось, поэтому резонно говорить о различных уровнях его реальности. Существует «предсознание» – элементы сознания в мышлении животных. У них развито предметно-чувственное мышление, абстрактное – несовершенно. З.Фрейд ввел понятие «подсознание», в психологии есть понятие «самосознание». Есть термин «сверхсознание». В рациональном, философском понимании – это «коллективный разум», внеличностная Идея; в религиозном, мистическом – «Бог».

Доказанными являются две формы выражения бытия сознания – индивидуальная (личностная) и общественная (коллективная, командная, корпоративная). «Ноосфера» В.И. Вернадского – продукт разумности бытия человека, интегрированности естественного и исторического. Гипотеза о «ноосфере» альтернативна классической религии. Согласно священному писанию, Бог сотворил природу, разумность подарил лишь человеку. По Вернадскому, напротив, природа обретает в своей части разумность бытия под воздействием деятельности человека.

Вопросы для самопроверки.

1.​ Почему понятию «бытие» придают исходное значение в философии, рассматривают его как системообразующий фактор философского типа мировоззрения?

2.​ Определите логическую необходимость понятия «субстанция» и раскройте его содержание.

3.​ Сформулируйте основной вопрос в истории философии, выделите две его стороны. Обоснуйте его особое положение в философском миропонимании.

4.​ Объясните название философского направления идеализма. Назовите его формы, определите общее и особенное в формах идеализма.

5.​ Каковы основные признаки (атрибуты) материи с точки зрения диалектического материализма?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: