1. Для того, чтобы выполнять свои функции, гносеологический образ должен в чем-то совпадать, а в чем-то – не совпадать с объектом. Почему необходимо и то, и другое?
2. Как бы Вы определили: что является объектом познания для математики и каков ее предмет?
3. Случалось ли Вам встретиться с ситуацией, когда чувственный опыт свидетельствовал об одном, а логика подсказывала другое?
4. В чем состоит главная идея комментария Х. Ортеги-и-Гассета к началу «Метафизики» Аристотеля? Аристотель утверждает: «Все люди от природы стремятся к знанию». В чем с ним не согласен Х. Ортега-и-Гассет? Как Вы думаете, кто из них прав?
Поисковые задания.
1. Выделите среди античных философов тех, кто ставил и решал гносеологические проблемы. Сформулируйте эти проблемы.
2. Изучите более подробно позицию одного из представителей сенсуализма и одного из представителей рационализма, по своему выбору.
3. Изучите более подробно понятие «бессознательное» и описание структуры бессознательного в психоанализе К. Юнга.
4. Найдите в истории познания яркие примеры проявления интуиции, помогающей совершить научные открытия.
Рекомендуемые тексты для чтения.
1. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения. В 4-х т. Т.1. М.: Мысль, 1976. С.65-67.
2. Ортега-и-Гассет Х. Почему мы вновь пришли к философии? // Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. М.: Радуга, 1991. С.35-39.
3. Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Сочинения. Т. 1. М.: Мысль,1985. С. 96 – 152.
4. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. М.: Высшая школа, 1988. С. 51- 61.