Тосики Кайфу, — несмотря на неудачу ЛДП на выборах в Палату советников в 1988 г., сумел все же сохранить большинство на парламентских выборах 1990 г. Ему пришлось пережить ряд финансовых скандалов («дело фирмы Рикруто»), но все же удалось несколько стабилизировать ситуацию, укрепив традиционную опору партии на сельских жителей, мелких предпринимателей и женщин. Т. Кайфу удалось укрепить и международный престиж Японии в период аннексии Ираком Кувейта в 1990 г. Япония выделила международному воинскому контингенту 9 млрд. долл, предоставила гражданские самолеты и медицинское оборудование; еще 2 млрд. долл. были направлены в качестве финансовой помощи Египту, Иордании и Турции.
Экономические процессы в конце XX в.
В 1990-е гг. японское правительство продолжило курс на постепенное сворачивание государственного сектора. Приватизировались многие предприятия, объекты инфраструктуры, железные дороги. Перейдя в частную собственность, они становились более прибыльными, правда, при этом шло значительное сокращение персонала. Сократились также и масштабы государственного регулирования — правительство все реже вмешивалось в экономические процессы, предоставляя рынку возможности саморегуляции.
|
|
В 1990-е гг. Япония стала крупнейшим кредитором мира, общая сумма ее зарубежных инвестиций перевалила за 1 трлн. долл. Зависимость от внешнего рынка обернулась для Японии большими потрясениями в годы «азиатского кризиса» 1997—1998 гг. Ведь 28% ее внешней торговли приходилось именно на страны Юго-Восточной Азии, которые и стали очагом кризиса. Однако негативные последствия были преодолены уже в 1999 г., и в настоящее время вновь начался экономический рост. Сейчас Япония имеет динамично развивающуюся экономику, дающую примерно 14% мирового продукта. Она экспортирует продукции более чем на 400 млрд. долл. Япония занимает первое место в мире в судостроении, в тракторостроении, в производстве оборудования для металлообрабатывающей промышленности, на нее приходится свыше 14% мирового производства стали, 60% —цветных телевизоров и 30% — автомобилей.
На долю торговли с США выпадает 26% оборота внешней торговли Японии. Американцы даже пытались получить доступ на японский рынок путем предоставления им гарантированных квот на отдельные виды продукции. После провала этих попыток президент Б. Клинтон ввел повышенные тарифы на японские товары и стал снижать курс американского доллара, но и это не помогло.
К концу 1990-х гг. Японии удалось свести инфляцию к показателю менее 2%, а безработицу — менее 4%. Правительство создает систему льгот, которые побуждают предпринимателей заблаговременно принимать меры по профессиональной переподготовке с тем, чтобы не доводить дело до увольнений. Многие японские корпорации постоянно содержат в своей структуре учебные центры переподготовки, ежегодно проводят профессиональное переобучение. Это выгодней, чем платить работнику в связи с увольнением. Благосостояние японских трудящихся резко возросло: средняя заработная плата составляет около 4 тыс. долл. в месяц. Введено широкое социальное законодательство, которое регламентирует продолжительность рабочего дня, условия труда и т. д.
|
|
Тем не менее отмечаются серьезные негативные тенденции в экономическом развитии. Это существование огромных по масштабам «непроизводительных отраслей», т. е. уступающих по конкурентоспособности другим странам, использующих излишнюю рабочую силу. В аграрном секторе трудится 6,6% населения, что очень много по сравнению с другими развитыми странами, а его доля в экономическом продукте едва превышает 2%. Не случайно внутренний рынок закрыт от иностранных сельскохозяйственных продуктов высокими таможенными пошлинами: по некоторым данным, цена на рис в Японии в 4 раза выше, чем цены на мировом рынке, что свидетельствует о протекционизме в отношении своих производителей.
Усугубляет эту ситуацию огромная задолженность японской финансовой системы, превышающая сейчас 500 млн. долл., а также коррупция в верхах государства.
С 1991 г. темпы роста в японской экономике резко замедлились. В октябре 1991 г. на посту премьера Т. Кайфу сменил Киити Миядзаву. К тому времени создалось много предпосылок для серьезных политических изменений.
ЛДП за послевоенные десятилетия превратилась в правящую партию, она бессменно находилась у власти, и это способствовало коррупции. Вопросы административного управления были переданы ею в руки государственных чиновников, благодаря чему в партийную кассу поступали щедрые вознаграждения. За 1980-е гг. в японском обществе произошли огромные социальные изменения, они затронули и систему ценностей: молодежь уже не могла столь же благосклонно относиться к случаям коррупции в среде элиты.
В начале 1990-х гг. подобные настроения стали все чаще появляться и внутри самой ЛДП. Начались массовые выходы из партии, возникла угроза раскола ее рядов. В 1992 г. в стране разразился финансовый скандал, известный как «дело Сагавы». Речь шла о более чем сотне деятелей ЛДП, замешанных во взятках. Вышедшие из ЛДП группы образовали множество других партий. Крах политической системы наступил в 1993 г. На парламентских выборах 1993 г. ЛДП, хотя и оказалась крупнейшей партией в парламенте, все же потеряла большинство мест.
Летом 1993 г. создано коалиционное правительство из 7 партий во главе с М. Хосакавой — впервые без участия ЛДП. Правительство пыталось провести реформы избирательной системы и налогообложения, но не смогло выработать общей политики. Умеренными были успехи в области децентрализации правительства и открытия японских рынков для иностранных конкурентов. Но главное, что М. Хосакава, активно выступая против коррумпированных чиновников, сам оказался замешанным в финансовых махинациях. Это вынудило его менее чем через год с позором уйти в отставку.
Место премьер-министра занял лидер другой малой партии, Цутоми Хато, но он пробыл на посту совсем недолго. Социалистическая партия Японии (СПЯ) отказала Ц. Хато в поддержке и заключила сделку с принципиальным противником, создав летом 1994 г. коалицию с ЛДП. Новое правительство опять включало в свой состав деятелей ЛДП; правда, пост премьера был отдан лидеру социалистов Томиити Мураяме. Авторитет Т. Мураямы постоянно снижался, и в январе 1996 г. он подал в отставку.
|
|
Новое, на сей раз однопартийное правительство возглавил лидер ЛДП Рютаро Хасимото. Он объявил о начале «шести реформ»: 1) налоговой; 2) в сфере образования; 3) в социальном обеспечении; 4) по ослаблению государственного регулирования экономики; 5) по децентрализации административного управления; 6) по наделению земельными участками промышленных кампаний. К тому же Р. Хасимото демонстрировал новую дипломатию, пытаясь претворить во внешней политике концепцию «евразийства». Прославился он также решительными мерами по пресечению деятельности секты «Аум син-рике», устроившей в 1996 г. серию терактов в Японии.
Все это привело к укреплению позиций ЛДП на выборах 20 октября 1996 г. Постепенно в партию возвращались ранее вышедшие из нее парламентская база правительства укрепилась. ЛДП уже имела в парламенте 263 депутата, что составляло абсолютное большинство. С 30 июня 1998 г. премьер-министром Японии становится Кэндзи Обута. После его смерти летом 2000 г. этот пост занимает Иосиро Мори.
В конце апреля 2001 г. в Японии сменился премьер-министр — им стал Дзюинъитиро Коидзуми. Он весьма экстравагантен, молод (1942 г. рождения) и пользуется большой популярностью в стране.
Д. Коидзуми выступает за прямые выборы премьер-министра, за реструктуризацию корпораций и приватизацию ряда отраслей. Однако настораживают его высказывания в пользу пересмотра 9-й статьи Конституции, запрещающей Японии иметь вооруженные силы. Он также занял жесткую позицию по вопросу мирного договора с Россией, настаивает на предварительной передаче Японии спорных островов.