Данные теории делают акцент на том как человек в процессе социализации становится девиантом.
Теория социального контроля Трэвиса Хирши
Хирши считает, что человек в основном является антиобщественным существом и делинквентность бесполезно предотвращать, вводя определенные требования. Основной вопрос в объяснении делинквентности должен быть "почему они не делают этого?". Отвечая на этот вопрос, Хирши ссылается на утверждение, что степень интеграции индивида в группы является очень важным моментом в объяснении противостояния и делинквентности. Для Хирши интеграционное восприятие норм и необходимых соответственных поступков других является основным элементом противостояния в обществе. Так если индивид безразличен к взглядам других и не чувствует необходимости следовать нормам (особенно если нормы в обществе слабо выражены), то он свободен образовывать новые отношения с другими, которые могут предпочитать девиантную активность и соответствующий стиль жизни.
Тревис Хирши считает, что делинквентный акт является результатом, когда личностный долг к обществу слаб или разрушен. Он вводит такие элементы связи, как привязанность, вручение (рациональный элемент в нарушении), вовлечение. Личность, которая привязана к обществу имеет предрасположенность быть более вовлеченной в активность этого общества и воспринимать его договорные связи, как основу нормативного поведения. В своих фантазиях люди более девиантны, чем они это проявляют.