Спрос («Р») показывает количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой из предложенных на рынке цен.
На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы:
Цена данного товара (Р);
Цены других товаров (субститутов и комплиментов) (Рs, Рc);
Текущие доходы потребителей (V);
Вкусы и предпочтения потребителей (Z);
Объективные (внешние) условия потребления (N);
Ожидания потребителей (Е).
Зависимость «D» от указанных факторов называется функцией спроса:
QD = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, V, Z, N, E), где QД — объем спроса.
Функция спроса от цены: QD = f (P).
Зависимость между ценой и количеством покупок можно выразить графически
Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение вдоль кривой спроса есть изменение величины спроса при изменении цен.
Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот.
Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: снижение цены увеличивает число покупателей, расширяет их покупательную способность, делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара.
Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает). Взаимосвязь «Р» и «Д» можно рассмотреть и в обратном направлении: Р = f(Q) – это обратная функция спроса. Экономический смысл обратной функции спроса: большее количество товара может быть продано только по более низкой цене.
Предложение («S») – то количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время.
Условия, при которых формируется объем предложения, называются факторами предложения.
Факторы предложения:
Цена данного товара (Р);
Цены на другие товары – комплименты (Рc) и субституты (РS);
Издержки производства и уровень технологий (С);
Налоги и субсидии (Т);
Объективные (внешние) условия производства (N);
Ожидания производителей (Е).
Функция предложения отражает зависимость величины «S» от факторов, его определяющих:
QS = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, C, N, E, T).
Функция предложения от цены:
QS = f (P).
Кривая предложения – графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной предложения товаров на рынке.
Движение вдоль кривой предложения есть изменение величины предложения при изменении цены
Закон предложения – при высоких ценах товаров предлагается больше, чем при низких. Реакция предложения на цену объясняется тем, что:
- фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, что приводит к увеличению предложения;
- в случае устойчивого повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что еще больше увеличивает производство и предложение товара.
Изменение в предложении означает, что кривая предложения сместилась в какую-то сторону в результате действия неценовых факторов.
Рыночное равновесие - это нормальное положение, когда цена продавца и покупателя совпадают (в графическом варианте — пересечение кривых спроса и предложения в точке «Е», эта точка и есть точка равновесия; а цена на этом этапе называется равновесной ценой). На уровне равновесной цены спрос и предложение достигают сбалансированности.