II. Гигиенические правила в период беременности.
1. Изменение стиля жизни.
1.1. Рекомендации по режиму труда, в том числе домашней работы.
1.2. Планирование режима дня и отдыха.
1.3. Половая жизнь.
2. Питание — как важный фактор дня правильного развития беременности.
2.1. Понятие о калорийности пищи и сбалансированном рационе продуктов питания.
2.2. Рекомендации о меню пищевых продуктов.
2.3. Жидкость и витамины.
2.4. Особенности питания при патологических состояниях (ранний токсикоз, запоры, гипертензия, заболевание почек и т. д.).
3. Личная гигиена.
3.1. Значение соблюдения чистоты тела (уход за кожей, зубами, половыми органами и т. д.).
3.2. Одежда, обувь, белье.
3.3. Подготовка молочных желез к будущему кормлению.
3.4. Использование природных факторов для закаливания и оздоровления организма.
4. Гигиеническая гимнастика.
4.1. Обучение комплексу физических упражнений в зависимости от срока беременности.
4.2. Умение расслабляться — «быстрый отдых».
5. Психоэмоциональная эволюция женщины во время беременности.
5.1. Психическая адаптация женщины к беременности.
5.2. Роль семьи в психической и физической поддержке беременной.
Занятие 3
III. Подготовка к «родам без страха».
1. Календарные сроки наступления родов.
2. Предвестники родов.
3. Подготовка к поступлению в родильный дом.
4. Периоды родов и их продолжительность.
5. Управление родами.
5.1. Значение правильного и спокойного поведения матери в родах.
5.2. Доверие к медицинскому персоналу и необходимость выполнения всех его рекомендаций.
5.3. Использование различных способов дыхания для благополучного течения родов.
5.4. Приемы обезболивания родов.
5.5. Аутотренинг и точечный массаж для укрепления психоэмоционального состояния в родах.
6. Рождение ребенка и первые часы после родов.
7. Лечебная гимнастика в послеродовом периоде.
8. Информация о помощи юрисконсульта по защите законодательных прав материнства.
Приложение 8
Программа занятий педиатра с беременными в «Школе материнства»
Занятие 1
I. Ребенок родился.
1. Понятие о доношенности новорожденного (масса и длина тела, другие признаки доношенности).
1.1. Анатомо-физиологические особенности новорожденного.
1.2. Явление «гормонального» кризиса у новорожденной девочки.
1.3. Совместное пребывание матери и ребенка в родильном доме.
1.4. Соблюдение правил личной гигиены при контакте с новорожденным.
1.5. Важность грудного вскармливания и режим кормления новорожденного.
1.6. Техника прикладывания ребенка к груди.
1.7. Подготовка новорожденного к выписке из акушерского стационара.