Цель: введение в основные понятия государства и права
План лекции:
1.Понятие права, признаки и функции. Источники права. Нормативно - правовой акт.
2.Система права. Структура правовой системы.
3.Понятие государства, признаки и функции.
Ключевые слова: право, государство, закон, акт, правовой обычай, правовой прецедент
1. Понятие права, признаки и функции. Источники права. Нормативно - правовой акт. Право - воспринимается как совокупность правил поведения, установленных государством в качестве общеобязательных и обеспеченных в случае их невыполнения принудительной силой государства. При таком подходе выделяются следующие признаки права:
1) нормативность, т.е. оно состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей и организаций;
2) общеобязательность, т.е. нормы права обязательны для всех членов общества и всех, кто находится на территории данного государства; в случае нарушения норм права государство может применить принуждение;
3) всегда существуют в письменной форме и обязательно облекаются в строго установленную норму какого-либо акта – закона, указа, постановления;
|
|
4) неперсонифицированность, т.е. отсутствие конкретного адресата;
5) иерархичность норм права, их соподчиненность: нормы права имеют разную юридическую силу;
6) особый предмет отражения: нормы права регулируют не любые, а наиболее важные для жизни общества отношения – власть, собственность и др.
В современной отечественной юридической науке сложились три основных подхода к пониманию права: а) нормативный; б) социологический; в) нравственный.
Назначение права формулируется в юридической науке в двух аспектах. Согласно первому аспекту, назначение права – выражать интересы господствующего класса, служить средством подавления, насилия по отношению к другим классам. Второй аспект видит назначение права в том, чтобы служить средством компромисса, снятия противоречий в обществе, быть инструментом управления делами общества. Отсюда право трактуется как средство согласия, уступок.
Что касается функций права, то под ними понимают вытекающие из его содержания и назначения основные направления правового воздействия на общественные отношения. Выделяют две главные функции права – регулятивную и охранительную.
Регулятивная функция направлена на регулирование, упорядочение общественных отношений, установление правил поведения людей. В регулятивной функции проявляется главное назначение права – упорядочивать общественные отношения.
Охранительная функция направлена на защиту наиболее важных для жизни общества отношений. Данная функция имеет своей задачей обеспечить требования законов, установить режим законности в обществе.
|
|
Право выполняет некоторые дополнительные функции. К ним можно отнести воспитательную, идеологическую, информационную и др.
К принципам права можно отнести: гуманизм, законность, демократизм, внутреннюю согласованность и др.
Под источником права современная юридическая наука понимает официальные и иные способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юридического значения. Иначе говоря, это – внешняя форма выражения права.
В качестве форм (источников) права признаются: правовой обычай, правовой прецедент, правовая доктрина, договоры нормативного содержания, нормативно-правовой акт, религиозные нормы.
Правовой обычай представляет собой обычай, который получил признание и одобрение со стороны государства и, следовательно, его защиту.
Правовой прецедент – главный источник права в государствах, принадлежащих к англосаксонской правовой семье. Под правовым прецедентом понимается решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое принимается за обще обязательное правило при решении впоследствии аналогичных дел.
Правовая доктрина – это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения ученых – юристов.
Договоры нормативного содержания представляют собой соглашение между субъектами, призванное урегулировать их отношения путем закрепления взаимных прав и обязанностей, которые субъекты обязуются добровольно выполнять.
Религиозные нормы основываются на религиозных воззрениях и играют большую роль в обществах, где та или иная религия является официальной, общегосударственной.
Нормативно-правовой акт в большинстве государств служит главным источником и формой права. Он представляет собой акт, закрепляющий нормы права, то есть правила поведения, установленные государством и обеспеченные возможностью применения принуждения со стороны государства. Для нормативно-правового акта характерны следующие признаки:
а) нормативный правовой акт исходит от государства;
б) существует особый порядок (процедура) принятия этого акта;
в) используется письменная форма и сам акт оформляется в специальном виде;
г) иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов;
д) содержание акта составляют правила поведения.
Нормативные правовые акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Законы принимаются представительными органами, подзаконные акты – всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами.
Закон – это нормативный правовой акт, принятый представительными (законодательными) органами власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные для жизни общества общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.
Законы подразделяются на конституционные и текущие.
Система права представляет собой структурную организацию права, которая обусловлена объективными условиями его существования и обеспечивает внутреннее единство и непротиворечивость права.
2. Система права. Структура правовой системы. Система права включает в себя несколько основных компонентов: отрасли права, под отрасли, правовые институты и нормы права.
Отрасль права – это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Она отличается своеобразием предмета и метода правового регулирования (конституционное, трудовое право, гражданское, семейное, уголовное и др.). Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Метод правового регулирования представляет собой совокупность различных способов правового воздействия отрасли права на общественные отношения, являющиеся предметом ее регулирования.
|
|
Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют под отрасль права(в составе гражданского права существует авторское, патентное и др.)
Правовой институт – это составная часть отрасли права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений (трудовой договор, оплата труда, рабочее время, время отдыха. в трудовом праве и др).
Первичным элементом системы права является норма права – конкретное правило поведения.
Под нормой права понимается общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное государством в качестве критерия правомерного или запрещенного поведения, и обеспеченное государственными средствами.
Нормам права, как и праву в целом, присущи свои признаки:
а) государственно-властная природа;
б) всеобщий характер;
в) представительно - обязывающий характер;
г) формальная определенность;
д) внутренняя структура.
Принято выделять три элемента составляющих норму права: гипотезу, диспозицию и санкцию.
Гипотеза – это указание на условия и обстоятельства, при которых реализуется данная норма. Диспозиция содержит само правило поведения, права и обязанности субъектов. Санкция представляет собой указание на неблагоприятные последствия, которые могут наступить в случае несоблюдения предписаний диспозиции.
Нормы права в связи их разнообразным характером классифицируются по различным основаниям:
1) по роли нормы в механизме правового регулирования (регулятивные, охранительные);
2) по субъектам правотворчества (Президент, парламент и др.);
3) по предмету регулирования (конституционные, гражданские, трудовые и др.);
4) по характеру содержащегося предписания (управомочивающие, обязывающие, запрещающие);
|
|
5) по методу правового регулирования (императивные, диспозитивные);
6) по времени действия (постоянные, временные);
7) по территории действия (общенациональные, местные);
8) по роли в правотворчестве (первичные, вторичные);
9) по действию на круг субъектов (всеобщие, специальные, исключающие) и др.
Правоотношение – это урегулированное нормой права общественное отношение, участники которого выступают носителями субъективных прав и юридических обязанностей.
Структура правоотношения вбирает в себя весь его элементный состав: субъект, объект и содержание.
Субъекты – это участники правоотношения. Ими могут быть граждане, предприятия, государственные органы, само государство. Чтобы стать участником юридических правоотношений, надо обладать правоспособностью и дееспособностью.
Правоспособность – способность гражданина быть субъектом права, иметь права и обязанности. Она возникает в момент рождения и прекращается смертью.
Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности. Возникает она в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18 лет.
Объектом правоотношения является то, на что оно направлено: вещи, поведение, продукты духовного творчества, нематериальные блага.
Субъективные права определяют меру возможного, а юридические обязанности – меру должного поведения участников правового отношения.
Динамика правоотношений зависит от юридических фактов. Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Они носят многообразный характер и охватывают все виды общественных отношений, регулируемых правом. Юридические факты делятся на события и действия. Если события не зависят от воли людей, то действия совершаются по воле граждан. Действия бывают правомерными и неправомерными. Правомерные действия могут быть юридическими актами или юридическими поступками, неправомерные действия – проступками или преступлениями.
3. Понятие государства, признаки и функции.
Исходными чертами государства является то, что оно есть явление общественное, политическое, представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свой состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных задач.
В целом же понятийную характеристику государства следует проводить по двум направлениям:
I. Отличие государства от органов власти общинно-родового строя
Первый признак государства - публичная власть - это власть, которая непосредственно не совпадает с населением, предполагает разделение общества на управляющих и управляемых, стоит над обществом, не сливаясь с ним.
В отличие от других видов социальной власти государственная власть является
- аппаратной (имеет механизм осуществления),
- суверенной (не зависит от иной власти),
- легитимной (опирается на закон).
Второй признак государства – наличие аппарата принуждения, наряду с аппаратом власти и управления. Это особые отряды вооруженных людей: армия, полиция, разведка, и принудительные учреждения: тюрьмы, лагеря и т.п.
Третий признак государства - разделение населения по территориальному принципу. Государство всегда связано с определенной территорией, на которой проживает подвластное ему население. Выражением территориального принципа является административно-территориальное деление на такие административные регионы, как области, районы, города, а также определение пространственных пределов и установление государственной границы.
Четвертый признак государства - государственная казна, с существованием которой связаны такие явления как налоги (учрежденные публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные кредиты, долги государства, то есть все то, что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его функционирование.
П. Отличие государства от других политических организаций общества
0т других политических организаций государство отличает прежде всего его суверенность. Суверенитет государства представляет собой:
а) независимости государства вовне;
б) верховенства государства внутри страны.
Верховенство государства внутри страны проявляется:
а) в исключительном праве государства официально представлять все общество, а не отдельные его части;
б) в универсализме - власть в государстве распространяется на все население;
в) в прерогативе - государство обладает правом издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права.
Независимость государства проявляется:
а) в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта межгосударственных отношений;
б) в осуществлении самостоятельной внешней политики;
в) в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела суверенного государства.
Из суверенитета государства (верховенства государственной власти) вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций:
а) государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей;
б) государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;
в) только государство обладает правом издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы). При этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;
г) только государство обладает монополией на легальное применение силы (в том числе и физического принуждения) в отношении населения.
Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.
В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним
Понятие формы государства.