Научная работа студентов в вузе

Исходя из квалификационных профессиональных характеристик и предъявляемых требований специалисты высшей квалификации по конкретной экономике должны сочетать в себе знания экономиста-исследователя, которые приобретаются при выполнении научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в вузе.

Таким образом, основными задачами НИРС при подготовке экономистов для народного хозяйства являются следующие:

овладение студентами научным методом познания и применение его для углублённого и творческого усвоения учебного материала, а также в будущей практической деятельности;

изучение методологии научных исследований и применение её в практической деятельности;

обучение методам и приёмам самостоятельного решения научных и технико-экономических задач на производстве и в научных учреждениях;

привитие трудовых навыков в применении научных методов при решении производственно-технических задач;

внедрение достижений научно-технического прогресса в практику народного хозяйства с наименьшими затратами и наибольшей эффективностью.

В основу методического обеспечения НИРС положены комплексно-целевые программы. Суть их состоит в создании комплексной системы НИРС на весь период обучения студентов в вузе применительно к профилю избранной специальности и специализации, включающей элементы научных исследований, во все виды учебного процесса, направленные на подготовку специалиста, способного творчески решать задачи управления экономикой в условиях научно-технического прогресса. Выполнение элементов научных исследований в кружках и проблемных группах студенческого научного общества (СНО), начиная с первого года обучения в вузе, способствует формированию всесторонне развитой личности специалиста на основе теории познания.

Организует НИРС выпускающая кафедра, которая является опорным методическим центром по работе со студентами. Для руководства научными исследованиями она назначает научного руководителя (одного на 6-7 студентов).

Выполнение НИРС предусматривает изучение основ научных исследований, в частности, понятия науки, методики научных исследований и НОТ при их выполнении, самостоятельной работы с литературой, планирования и организации научного эксперимента, обработки экспериментальных данных.

После изучения лекционного курса студент выполняет по нему практические задания по приобретению навыков в реферировании литературы, составлении плана научной статьи, обосновании темы исследования и др. Полученные знания в области методологии научных исследований студенты применяют при выполнении практических занятий по специальным дисциплинам.

В курсовых работах по общетеоретическим и специальным дисциплинам закрепляются элементы НИРС, выразившиеся в виде научного поиска: составляется обзор литературы и разрабатываются предложения, содержащие элементы новизны по теме работы, применяются экономико-математические методы, вычислительная и организационная техника, обобщается передовой опыт, оптимизируются предложения с применением экономических критериев, направленных на повышение эффективности и качества работы.

Элементы научного поиска, содержащиеся в курсовой работе (проекте) студента, должны получать дальнейшее развитие в будущей дипломной работе (проекте), а также научной тематике соответствующих кафедр.

Каждый студент во время прохождения учебной и производственной практик кроме общего задания, предусмотренного программой, выполняет применительно к своей специальности индивидуальное задание исследовательского характера, которое выдается выпускающей кафедрой. Оно фиксируется в дневнике и согласовывается с предприятием, на котором осуществляется практика. Его выполнение отражается в отдельном разделе отчета о прохождении практики и может использоваться в других видах НИРС (в выступлениях на семинаре, при написании курсовой работы и т.п.).

Студенческий научный семинар как один из видов НИРС относится к обязательным аудиторным занятиям, включаемым в расписание. Проведение семинара предусматривает углублённое изучение вопросов по тематике НИРС, выступление всех студентов с докладами по научно-исследовательской теме, защиту своих выводов и предложений, полученных в результате проведенного исследования. Доклад рецензируют студенты, в его обсуждении принимают участие два оппонента из числа участников семинара. Оппоненты предварительно знакомятся с докладом, изучают литературу по теме доклада и дают ему развернутую оценку при обсуждении, в котором принимают участие студенты академической группы. Руководит студенческим научным семинаром заведующий кафедрой или преподаватель, активно работающий в области науки.

Дипломная работа (проект) студента экономического факультета должна носить исследовательский характер. Поэтому качество её подготовки в значительной степени зависит от уровня выполнения элементов исследовательского поиска, предусмотренного всеми видами НИРС за весь период обучения. В дипломной работе практически проверяется способность и подготовленность студента теоретически осмыслить актуальность избранной темы, её научно-прикладную ценность, возможность выполнения самостоятельного научного исследования и применения полученных результатов в практической деятельности базового предприятия. Поэтому тематика дипломных работ должна быть тесно связана с тематикой научных исследований кафедры, с интересами предприятия, на материалах которого студент выполняет работу.

При завершении учебного процесса студент составляет отчёт о научно-исследовательской работе, выполненной за весь период обучения в вузе, который утверждает комиссия, назначаемая выпускающей кафедрой. Отчёт рецензируется двумя студентами-сокурсниками. Научный руководитель дает отзыв на отчёт, после чего проходит публичная защита отчета студентом перед комиссией.

Выполнение НИРС во внеучебное время заключается в участии студентов в исследовательских работах кафедры по бюджетным и хоздоговорным темам, в кружках и проблемных группах.

Участие в конкурсах научных студенческих работ и полученные поощрения должны учитываться в НИРС. Это позволяет обосновать вывод о возможности зачисления студентов в резерв для набора в аспирантуру, а также для рекомендации на работу, связанную с экономическими исследованиями.

Таким образом, все виды и формы НИРС направлены на активизацию творческого мышления студентов, применение научных методов в решении конкретных экономических ситуаций, что способствует повышению качества подготовки специалистов народного хозяйства.

Планирование НИРС начинается с разработки комплексно-целевых программ по специальностям и специализациям экономистов, в которых, исходя из учебного плана и срока обучения, предусматривается выполнение элементов научных исследований на весь период обучения в вузе. Комплексность программы основана на выполнении всех этапов научно-исследовательской работы (обоснование темы, исследование, экспериментирование, внедрение результатов), максимально приближенных к условиям экономических исследований, выполняемых в научно-производственных объединениях и НИИ. Целевая направленность программы предусматривает специализацию научных исследований применительно к будущей практической деятельности экономиста.

На основании комплексно-целевой программы НИРС разрабатывается индивидуальный комплексный план научно-исследовательской работы студента на весь период обучения в вузе. В его основе лежит организация планирования НИР в научно-производственных объединениях и НИИ. Студент, изучив тематику НИР, рекомендованную кафедрой, обращается с заявлением к заведующему выпускающей кафедры о закреплении за ним конкретной темы исследования и выделении научного руководителя. На заседании кафедры утверждаются темы НИР для студентов и научные руководители из числа преподавателей кафедры и привлеченных научных работников из НИИ.

Темы НИР для студентов утверждаются на втором курсе, а при пятилетнем сроке обучения – на третьем, после того как студенты изучили основные теоретические курсы и приступили к изучению специальных дисциплин. До этого времени студенты выполняют исследования по общетеоретическим дисциплинам (история отечества, экономическая теория и др.) на общеобразовательных кафедрах.

Научный руководитель вместе со студентом разрабатывает комплексный индивидуальный план НИРС на все годы обучения, разбивая этапы исследований по семестрам. При этом план детализируют по теме (главы, параграфы) и датам (календаризируют). При составлении календарного плана выполнения исследований по теме НИР необходимо соблюдать последовательность изучения студентом учебных дисциплин. Так, применение в технико-экономических расчетах ЭВМ, экономико-математических методов, методов экономического анализа и других следует предусматривать в плане по теме НИРС после их изучения студентом.

В индивидуальном плане НИРС обязательно должно быть учтено внедрение результатов научных исследований. Это имеет воспитательное значение для будущей практической деятельности экономиста, поскольку каждая научная работа должна содержать конкретные предложения, направленные на улучшение экономической деятельности и предусматривать их применение в развитии науки или в практике хозяйственной деятельности. Кроме того, студент сможет использовать результаты выполненных им научных исследований в курсовых и дипломных работах (проектах), что способствует улучшению его профессиональной подготовки.

За выполнением комплексного индивидуального плана НИРС осуществляется контроль по этапам исследования. Поэтому в составе индивидуального комплексного плана НИРС предусмотрена ведомость учета выполнения отдельных этапов по теме исследования, в которой указываются дата выполнения работы и её оценка научным руководителем.

НИРС во внеучебное время, а также исследования, выполненные на общеобразовательных кафедрах по общетеоретическим дисциплинам, учитываются в отдельной ведомости, в которой приводятся наименование выполненной работы, её оценка, дата, научный руководитель.

Документация по планированию, учету и контролю НИРС ведётся научным руководителем по каждому закрепленному за ним студенту. Изготавливается она средствами оперативной печати и брошюруется в виде тетради, что позволяет избежать громоздкости в её ведении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: