1. Охарактеризуйте предмет и задачи специальной психологии.
2. Приведите примеры закономерностей психического развития детей с разными видами недостаточности:
a. Общие для нормального и нарушенного развития;
b. Свойственные только детям с нарушениями развития.
3. Дайте определение первичного и вторичного нарушений.
4. Охарактеризуйте особенности развития детей с физической или психической недостаточностью в первые месяцы жизни.
5. Что такое сензитивные периоды и в чём различия этих периодов у нормально развивающихся и отстающих в развитии детей?
6. Перечислите параметры дизонтогенеза.
Литература.
1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.
2. Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г. Изучение психического развития аномальных детей \\ Дефектология. – 1983. - №6.
3. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. – М., 1978.
Модуль 2. Нарушения темпа психического развития.
Комплексная цель: сформировать у студентовобщие представления и систему знаний о видах дизонтогенеза, центральным признаком которых является нарушения темпа психического развития.
4. Психическое недоразвитие. Понятие умственной отсталости, признаки, их классификация. Классификация олигофрении: по этиологическому принципу, по локализации поражения, на основе клинико-патогенетического подхода. Структура дефекта. Причины олигофрении.
Психологические особенности детей с умственной отсталостью: особенности психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение); особенности эмоциональной сферы; особенности развития личности умственно отсталого ребенка; особенности межличностного взаимодействия. Дифференциация умственной отсталости от сходных состояний.