Оглавление
стр.
Общие методические рекомендации........................ | ||
Тема 1. | Особенности развития промышленности России на рубеже XIX – XX вв....................... | |
Тема 2. | Аграрный вопрос в России начала XX века...... | |
Тема 3. | Внешняя политика Российской империи в конце XIX – начале XX вв.......................... | |
Тема 4. | Политический спектр России конца XIX – начала XX вв...................................... | |
Тема 5. | Российская революция 1905-1907 гг............ | |
Тема 6. | Становление российского парламентаризма..... | |
Тема 7. | Аграрные проекты политических партий России в начале XX века............................ | |
Тема 8. | Столыпинская аграрная реформа............... | |
Тема 9. | Участие России в первой мировой войне........ | |
Тема 10. | Февральская буржуазно- демократическая революция.................................. | |
Тема 11. | Аграрная политика Советского правительства в 1918-1920 гг................................. | |
Тема 12. | Становление советской политической системы... | |
Тема 13. | Гражданская война и интервенция............. | |
Примерная тематика вопросов к экзамену.................... |
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
|
|
По изучению курса истории России
периода с 1881 – 1921 гг.
Настоящие методические рекомендации предназначены для использования при подготовке к семинарским занятиям по курсу истории России 1881-1921 гг. на дневном отделении исторического факультета.
Хронологические рамки курса не являются общепринятыми в отечественной историографии. Тем не менее, в учебных целях выделен целый специальный блок исторически сжатого и динамического процесс в России, во время которого произошли важнейшие события, определившие специфику развития общества на протяжении всего XX века: революции 1905 и 1917 гг., становление многопартийной системы и первый опыт парламентаризма, Первая мировая война, Гражданская война и интервенция, очередной этап научно-технического прогресса, столыпинская аграрная реформа и аграрная революция 1918 – 1919 гг., радикальная ломка социальной, экономической, политической, культурной сфер жизни общества, психологии людей. Другими словами, учебный курс рассчитан на то, что бы студент в процессе обучения выявил историческую обусловленность слома эпох, когда общество пыталось найти адекватную модель своего развития в системе реалий XX века. В начале столетия общество последовательно пыталось реализовать возможные варианты развития: модернизация страны на традионалистской социально-политической основе, либеральный консерватизм П.А. Столыпина, буржуазная демократия в варианте Февральской революции 1917 г., леворадикальная альтернатива большевиков. Поэтому очень важно выявить причинно-следственные связи этих процессов, их обусловленность, противоречивость, что бы получить целостное представление о развитии своей страны в исследуемом периоде.
|
|
Семинарские занятия - это форма активной работы студентов с целью вырабатывания профессиональных основ деятельности будущего учителя истории.
Подготовка к семинарскому занятию предполагает обращение студента к литературе, указанной в списке, прилагаемом к каждой теме.
При подготовке к семинарскому занятию традиционно рекомендуется следующая последовательность в работе:
v знакомство с методическими указаниями к теме;
v изучение учебной литературы, привлечение материалов лекций. Это поможет правильно определить, как соотносятся вопросы семинарского занятия с узловыми проблемами курса или его части. Обратите внимание, что на данном этапе работы происходит лишь общее знакомство с темой, поэтому ограничиваться этими материалами при подготовке к семинару или практическому занятию не следует;
v самостоятельный анализ исторических документов, которые содержатся в рекомендованных хрестоматиях;
v чтение и конспектирование специальной литературы, которая помогает глубже разобраться в существе вопроса, полнее раскрыть содержание источников, сформулировать собственную позицию по данному вопросу. Следует внимательно отнестись не только к получаемой информации, но и не забывать ссылаться на источник его получения (автора);
v при работе над отдельными темами необходимо изучить экономические, социальные и военные исторические карты, знание которых входит в круг обязательных требований, предъявляемых студентам на контрольной аттестации;
v на заключительном этапе подготовки к занятию необходимо составить план ответа. При его составлении осмыслите все полученные знания, выделите в них сущностные моменты и зафиксируйте их таким образом, чтобы ответ получился логичным и полным. Помните, что Ваш ответ должен носить аргументированный характер, что возможно лишь при знании фактов и источников. При этом не следует забывать, что факты и источники должны служить главной цели – раскрытию закономерностей, причинно-следственных связей.
Предложенные методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, надеемся, помогут студентам разобраться в сложных вопросах истории России периода 1881 - 1921 гг.