1.Философия - это особая сфера человеческой культуры, связанная с поиском ответов на наиболее общие вопросы, которые ставит перед собой человек. Это вопросы о смысле жизни и смерти, о времени, об истоках происхождения мира, человека и общества, о природе добра и зла, о том, что такое мышление, как человек познает мир и т.д.
2. Философия носит универсальный характер, то есть вопросы, которые она поднимает, равно значимы для представителей различных этнических и религиозных традиций, а также различных исторических эпох и культур.
3. И. Кант определил задачу философии как поиск ответа на вопросы: "Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек?" Это знание имеет принципиально незавершенный характер, потому что на вечные вопросы невозможно дать окончательный и исчерпывающий ответ.
4. Философия похожа на искусство, т.к. мы не можем исчерпывающе описать словами понравившуюся музыку или живописное полотно.
- Философию роднит с искусством личностный и неповторимый характер восприятия мира и связанная с этим актуальность каждого подлинного философского произведения, которая не изменяется с течением времени.
|
|
- Н.А. Бердяев рассматривал философию как особый вид искусства - искусство познания. Поэтому, можно сказать, что смысл философии сокрыт в самом процессе философствования, когда человек получает сущностную информацию о мире и своём месте в нём.
5. В буквальном переводе с древнегреческого языка слово "философия" означает "любовь к мудрости". Мудрость - это высшее, определяющее всё знание о мире и человеке. Не случайно мудрец - это человек, постигший сокровенный смысл и суть бытия. Стремление к мудрости, попытки идентифицировать себя с высшим знанием - это один из важнейших, культурных импульсов человека, который определяет значимость философского знания.
6. Впервые термин "философия" мы встречаем у древнегреческого мыслителя Пифагора (6 в. до н. э.). "Философия" в качестве особой сферы человеческого знания, становится предметом размышлений у Платона - автора первой в истории европейской мысли философской системы.
Исторически складываются два типа философствования:
1. Софийный способ философствования заключается в постоянном поиске истины и смысла, в живом диалоге с бытием, в стремлении мыслить мир максимально творчески и нестандартно. Определение подобного типа философствования предлагается В. Вернадским: "Философия никогда не решает загадки мира. Она их ищет. Она пытается охватить жизнь разумом, но никогда не может достичь этого окончательно. Философская истина всегда может быть подвергнута сомнению свободной личностью".
|
|
2. Эпистемный (от греч. "эпистеме" - знание) способ философствования исходит из того, что философия является высшим типом знания о сущем, наиболее адекватной и универсальной моделью процессов, которые разворачиваются во Вселенной. Определение философии в соответствии с эпистемным способом философствования А. Спиркин: "Философия является учением о наиболее общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наукой про наиболее общие законы развития природы, общества, мышления".
Подлинное философское знание включает в себя и софийный, и эпистемный компонент, поэтому философию можно определить как особую сферу человеческой культуры, связанную с поиском ответа на вечные вопросы и формированием мировоззрения человека в ту или иную историческую эпоху.
3. Структура философского знания.