Пробелы в праве и способы их ликвидации

1. Применение одна из форм реализации права.

Физические и юридические лица обычно самостоятельно реализуют свои права. В реальной жизни возникают ситуации, когда реализация права невозможна без вмешательства государства, его органов, должностных лиц. Это:

• отношения в сфере государственного управления (например, назначение должностного лица вышестоящим должностным лицом);

• отношения в области распределения материальных благ и социальной сфере (выплата пособий, пенсий, выделение земельных участков);

• отношения при разрешении споров о праве (например, при судебных спорах);

• отношения по привлечению к юридической ответственности, назначению и исполнению наказания;

•иные общественные отношения.

2. К признакам применения права относятся:

•его осуществление компетентными государственными органами и должностными лицами;

• соблюдение процессуальной формы;

• индивидуальный характеру

• установление конкретных субъективных прав, юридических обязанностей, ответственности в случае их нарушения;

• принятие индивидуального правового решения (например, приказа о назначении на должность, приговора суда).

3. Основными стадиями правоприменения являются:

• установление фактических обстоятельств дела;

• исследование и квалификация фактических обстоятельств;

• решение по юридическому делу.

Под фактическими обстоятельствами понимаются: лицо, совершившие правонарушение; время и место совершения правонарушения; способ I совершения, вредные последствия; обстоятельства совершения сделки ] (в гражданском праве); содержание трудового конфликта (спора), его участники (в трудовом праве).

Поскольку фактические обстоятельства происходили в прошлом, их I подтверждение происходит с помощью доказательств всевозможных 1 материальных и нематериальных "следов" правоотношения (вещей, документов, свидетельств очевидцев).

Доказательства должны быть относимыми иметь отношение и исследуемым обстоятельствам; допустимыми собранными без нарушения материального и процессуального права; полными и всесторонними -полностью восстанавливать и подтверждать наличие фактических об- i стоятельств.

При квалификации фактических обстоятельств находятся нормы права, которые охватывают, регулируют исследуемые обстоятельства и правоотношения. При этом на правоприменителе лежит большая ответственность, так как от правильного выбора юридической нормы зависит правильность правоприменительного процесса в целом.

Принятие решения по юридическому делу включает в себя два основных этапа:

• процесс принятия решения (с учетом фактических обстоятельств, их квалификации, опыта и подготовки правоприменителя);

• издание индивидуализированного акта применения права (например, приговора, решения суда).

4. Акты применения права классифицируются: по издавшим их субъектам на:

• акты органов государственной власти (например, постановление Государственной Думы о назначении Председателя Центрального банка, указ Президента РФ о назначении федерального министра);

• акты органов государственного управления (например, приказ о принятии на работу конкретного лица, приказ о назначении на должность внутри организации);

• акты контрольно-надзорных органов, инспекций (например, постановление налоговой инспекции о применении определенных мер юридического воздействия в отношении конкретного неплательщика налога физического лица, организации);

• акты судебных органов (приговор суда по конкретному уголовному делу, решение суда по гражданско-правовому делу);

• акты органов местного самоуправления (например, постановление представительного органа муниципального образования об утверждении конкретного лица на должность главы местной администрации);

по характеру правового воздействия:

• регулятивные (например, приказ о приеме на работу сотрудника организации);

• охранительные (приговор суда по уголовному делу); по значению:

• основные (например, решение суда по существу юридического дела);

• вспомогательные (определение о принятии дополнительных исковых требований);

по форме:

• устные (наложение штрафа за безбилетный проезд);

• резолютивные (наложение резолюции (например, "согласен") руководителем организации на заявление работника);

• документированные (указ Президента РФ; приговор суда).

Правоприменительный процесс осуществляется также в случае пробелов в праве.

5. Пробел в праве отсутствие необходимой нормы, регулирующей общественные отношения, нуждающиеся в правовой регламентации.

В случае обнаружения пробела в праве он ликвидируется путем:

• издания компетентными органами недостающей правовой нормы (нор
мативно-правового акта) обычно длительный процесс, не позволя
ющий оперативно реагировать на потребности правового регулирова
ния;

заполнения пробела в праве правоприменителем (не лучший с точки 1
зрения законности способ, однако оперативный и эффективный в I
нынешних условиях).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: