Технология приготовления, транспортировки и укладки бетонной смеси

Бетонная смесь не может быть заготовлена заранее и не подлежит перевозке на большие расстояния. После приготовления она должна быть доставлена и уложена в блоки сооружения до начала схватыва­ния (обычно 1-3 ч). Эта особенность требует приготовления бетонной смеси вблизи мест ее укладки так, чтобы время нахождения ее в пути в летнее время не превышало 1 ч.

Процесс приготовления бетонной смеси состоит из следующих опе­раций: транспорта материалов со склада; дозирования; загрузки в бетоносмеситель; перемешивания; выгрузки.

Ведущий процесс — перемешивание смеси — осуществляют в бето­номешалках разных типов и конструкций.

В зависимости от используемого оборудования процесс приготов­ления будет либо циклическим (при использовании бетономешалок цикличного действия), либо непрерывным (с бетономешалками непре­рывного действия). Перемешивание проис­ходит или при свободном падении — пересыпании исходных материа­лов (в гравитационных бетономешалках), или принудительно под дей­ствием движущихся лопастей. Для приготовления особо жестких смесей следует применять вибросмесителя.

Основной рабочий параметр бетономешалок цикличного дейст­вия — емкость их барабанов. Различают геометрическую емкость ба­рабана,емкость по загрузке, емкость по выходу бетонной смеси.

Приготовляемые бетонные смеси должны отвечать следующим требованиям: иметь заданный состав, заданную подвижность (с точ­ностью до ±1 см); заданную среднюю плотность (с точностью ±3%), равномерное перемешивание составляющих.

Состав и качество бетонной смеси зависят от качества исходных материалов, а также от точности выполнения операции по дозирова­нию материалов.

Дозирование материалов выполняют объемным, весовым или ком­бинированным способом. Рекомендуется применять весовой способ до­зирования как более точный.

Для бетономешалок непрерывного действия необходимо непрерывное поступление исходных материалов в заданных количествах, что обеспечивают дозаторы непрерывного действия с системой автоматиче­ского контроля за количеством идущего материала.

Приготовленную на заводе или установке бетонную смесь транс­портируют на место укладки.

Транспортные средства выбирают, исходя в первую очередь из условий строящегося объекта; объема бетонных работ, срока производства их, расстояния перемещения, размера сооружения в плане и по высоте.

С другой стороны, транспортные средства выбирают на основании технико-экономических показателей их: производительности, скорости передвижения, несложности устройств для обеспечения работы транспортных средств, небольшой удельной стоимости перемещения (на единицу объема бетона). Следует учитывать также, что при перемещении бетонной смеси создаются условия для распада (дезинтеграции) и изменения консистенции ее (встряски, вибрация, иссушение).

На выбор транспортных средств влияют также возможность использования их для транспорта не только бетонной смеси, но и арматурных каркасов, опалубки, металлоконструкций и доставки бетонной смеси непосредственно на место укладки, что исключает перегрузку с одних транспортных средств на другие или перемещение смеси внутри блока.

На бетонных работах применяют автомобильный, железнодорожный, конвейерный, насосный и крановый транспорт. Тот или иной транспорт можно применять как единственный или в комбинации с другим видом; в последнем случае по признаку дальности перемещения всегда может быть выделен основной и дополнительный транспорт.

Железнодорожный и автомобильный транспорт применяют только как основной: конвейерный и насосный - как основные и как дополнительные; краны как дополнительные, за исключением кабель-кранов.

Укладку бетонной смеси в блоки ведут, соблюдая определенные правила: недопустимы расслоение и распад бетонной смеси, возникающие при сбрасывании, разравнивании и дополнительных перемещениях смеси, высокая плотность достигается правильной укладкой и хорошим уплотнением (при правильно подобранном составе бетона), во время твердения должен быть предусмотрен равномерный отвод тепла от всего массива бетонного блока во избежание возникнове­ния термических напряжений и образования трещин.

При укладке бетона в гидротехническом сооружении большое зна­чение имеет обеспечение монолитности сооружений. Исходя из этого требования, желательно было бы все сооружения бетонировать без перерыва.

В процессе укладки бетонной смеси и твердения бетона происходят деформации, вызываемые усадкой бетона. Эти явления, а также тем­пературные напряжения, возникающие вследствие экзотермических процессов в начале твердения бетона, заставляют вести непрерывное бетонирование отдельных массивов, называемых строительными блоками.

Размеры блоков должны обеспечивать эффективное остывание бетона и удобство установки опалубки; кроме того, они должны быть увязаны с производительностью заводов и установок бетонной смеси.

Поданная в блок бетонная смесь должна быть распределена по площади блока равномерным слоем. Во избежание распада бетонной смеси исключается переброска ее лопатами и сбрасывание с высоты более 2 м. Для распределения бетонной смеси по блоку и сохранения ее от распада при сбрасывании применяют отбойные щиты,.лотки, виброжелоба, хоботы. Первые служат для изменения направле­ния падения выгружаемой смеси. В лотках свободное падение смеси заменяется на замедленное скольжение по наклонной плоскости.

Одним из качеств бетона, обеспечивающих его водостойкость, во­донепроницаемость, морозостойкость и прочность, является плотность.

Искусственное уплотнение бетона при укладке его — одна из важ­ных операций при производстве бетонных работ.

Бетон в настоящее время уплотняют преимущественно механизи­рованным способом. Механическое уплотнение по способу воздействия на бетон делится на уплотнение вибрированием, центрифугированием, прессованием, вакуумированием. Для уплотнения бетона в монолитных сооружениях применяют пе­реносные вибраторы с электрическим или пневматическим приводом, разделяющиеся на поверхностные, глубинные и наружные тисковые.

Уход за бетоном заключается в защите его от механических по­вреждений, преждевременных нагрузок, в поддержании его во влажном состоянии, в отводе избытков тепла от крупных блоков, поддержании положительных температур зимой, в недопущении преждевременного снятия опалубки.

Свежеуложенный бетон до получения первоначальной прочности в течение 10—12 ч должен быть защищен от хождения и проезда по нему, а также от сотрясения при работе строительных машин. В первые дни после укладки он должен находиться в теплой и влажной среде. Наилучшая температура твердения 15-120°C. Поэтому в стадии ухода за бетоном его поливают, укрывают от солнца соло­менными матами, рогожей, брезентом. Увлажняют бетон из брандспойта рассеянной струей в виде дождя. Эту операцию начинают сразу же после того, как установлено, что из схватившегося бетона при действии на него водой не будут вымываться частицы цемента.

Уход за бетоном значительно упрощается покрытием его влаго­защитными пленками при прокраске в 1—2 слоя одним из следующих материалов: битумные или дегтевые эмульсии, нефтебитумные растворы и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: