Административная юрисдикция определяется как установленная нормами административного права совокупность правомочий органов исполнительной власти и их должностных лиц разрешать во внесудебном порядке споры в административно-правовой сфере и привлекать лиц к юридической ответственности.
Одной из основных составляющих административной юрисдикции является совокупность правомочий органов исполнительной власти и их должностных лиц по рассмотрению споров в административно-правовой сфере. Эти споры могут возникать между гражданами и органами исполнительной власти, например по вопросам актов управления, а также между органами исполнительной власти, как федеральными, так и субъектов Российской Федерации. Основаниями возникновения данных споров являются обращения граждан и иных участников административно-правовых отношений в органы исполнительной власти, в компетенцию которых входит разрешение этих споров.
Производство по делам об административных правонарушениях является административно-процессуальной, юрисдикционной деятельностью, осуществляемой органами исполнительной власти, а также их должностными лицами. Вместе с тем субъектами такой деятельности являются и судьи, которые рассматривают ряд дел об административных правонарушениях. Процессуальный характер производства свое основное выражение получает в реализации санкций правовых норм, устанавливающих административную ответственность физических и юридических лиц за совершаемые ими административные правонарушения, предусмотренные Особенной частью КоАП. Разрешение дела находит выражение в принятии по итогам его рассмотрения мотивированного постановления о назначении административного наказания (либо в отказе от его назначения) и его исполнении. В рамках юрисдикции органов исполнительной власти (должностных лиц) осуществляется и привлечение к дисциплинарной ответственности государственных служащих.
|
|
Глава 23 КоАП РФ содержит перечень органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Это:
а) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;
б) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;
в) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:
|
|
1) мировыми судьями;
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ (от имени этих органов и учреждений такие дела рассматривают наделенные соответствующей компетенцией должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ);
4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.
В случае упразднения указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в Кодекс или в закон субъекта РФ соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи. В случае преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до внесения в Кодекс или в закон субъекта РФ соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции.
В случае изменения наименований указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица должностные лица этого органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов продолжают осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта РФ соответствующих изменений.
Например, согласно ст. 23.3 КоАП РФ ряд дел об административных правонарушениях, подведомственных органам внутренних дел (милиции), вправе рассматривать старшие участковые инспекторы и участковые инспекторы (милиции). Однако в Закон РФ «О милиции» были внесены изменения, в соответствии с которыми эти должности стали именоваться: «старшие участковые уполномоченные милиции», «участковые уполномоченные милиции»[3]. Естественно, до внесения в КоАП РФ необходимых изменений полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, осуществляют старшие участковые уполномоченные милиции и участковые уполномоченные милиции.
Суды
Дела, отнесенные к юрисдикции судей, распределяются между:
• мировыми судьями;
• районными судьями;
• гарнизонными военными судьями;
• арбитражными судьями.
Исключительная компетенция судей
• рассмотрение наиболее сложных дел об административных правонарушениях. Например, дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка патентования объектов промышленной собственности в иностранных государствах, нарушением порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров, осуществлением предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии);
• рассмотрение дел, в которых предусматривается возможность применения к виновному административного ареста, возмездного изъятия и конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискации, лишения специального права, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и дисквалификации;
• рассмотрение дел об административных правонарушениях, которые орган или должностное лицо передают им на рассмотрение, если, по их мнению, необходимо назначить более строгое наказание, на назначение которого уполномочен только судья.
|
|
Мировые судьи
Рассматривают основную массу дел об административных правонарушениях, которые не относятся к подсудности других судов.
Судьи арбитражных судов
Рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
Судьи гарнизонных военных судов
Рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы.
Судьи районных судов
Рассматривают дела, по которым производство осуществляется в форме административного расследования, и дела, за которые следуют более строгие виды административного наказания (например, административный арест).
Комиссии по делам несовершеннолетних
Компетенция
• рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними (лицами от 16 до 18 лет);
• рассматривают дела об административных правонарушениях по ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях (неисполнение родителями и иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних);
• рассматривают дела по ст. 5.36 Кодекса (нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей);
• рассматривают дела по ст. 20.22 Кодекса (появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах);
• дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 Кодекса (безбилетный проезд), а также об административных правонарушениях в области дорожного движения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают только в случае, если орган или должностное лицо передают его в комиссию.
|
|
Особенности
• образуются органами местного самоуправления районов и городов;
• вправе применить к несовершеннолетним административные наказания или меры воздействия принудительно-воспитательного характера (например, замечание, устное предупреждение).
Должностные лица федеральных органов исполнительной власти
• вправе составлять протоколы об административных правонарушениях по рассматриваемым ими делам;
• могут составлять протоколы об административных правонарушениях и по делам, которые ими не рассматриваются, на основании ч. 1 ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так, органы внутренних дел вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к компетенции судей, а также к компетенции других федеральных органов исполнительной власти, например органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда.