Метода укрупненных расходных ставок

3. метода коэффициентов влияния. 2 и 3 методы целесообразно использование при выполнении ориентировочных расчетовдля сокращения их объема.

Для этого методом расходных ставок выводится формула зависимости с/с-типеревозок от каждого показателя в отдельности и на ее основе устанавливается характер и степень влияния конкретного показателя при среднедорожном (среднесетевом) его значении на себестоимость перевозок как относительная величина себестоимости, меняющаяся прямо или обратно пропорционально изменению показателя.

В общем виде характер зависимости с/с-ти от качественных показателей выражается формулами вида:

С = а+b/х = обратная зависимость

С = а+b*х = прямая зависимость

а – величина с/с-ти, состоящая из зависящих и условно-постоянных расходов, не изменяющаяся при изменении показателя;

b/х, b*х – величина с/с-ти, состоящая из зависящих расходов, меняющаяся обратно пропорционально (b/х) или прямо пропорционально (b*х) изменению показателя;

х величина исследуемого показателя= показатели, связанные с с/с-тью грузовых перевозок:

обратной зависимостью:

§ нагрузка груженого вагона P,

§ масса поезда брутто Qбр,

§ участковая скорость Vуч

или прямой зависимостью:

§ порожний пробег вагонов от груженого aпор,

§ пробег локомотивов в одиночном следовании bод.

В пассаж. движении коэффициенты влияния рассчитыва­ются для след. показателей:

§ населенность пассажирского вагона;

§ состав пассажирского поезда;

§ участковая скорость движения поездов.

С этими показателями с/с пассажирских перевозок связана обратной зависимостью.

Рассчитанная по среднедорожным значениям показателя х часть себестоимости (b/х или b*х) позволяет определить степень зависимости себестоимости перевозок от конкретного показателявеличину коэффициента влияния.

Экономический смысл коэффициентов влияния:

А) Коэффициенты влияния для показателей, с которыми себестоимость перевозок связана обратной зависимостью, выражают часть себестоимости перевозок, меняющуюся обратно пропорционально величине данного показателя (b/х),%.

Б) Коэффициенты влияния для показателей, с которыми себестоимость перевозок связана прямой зависимостью, выражают процент изменения среднедорожной себестоимости перевозок ∆С(%) при изменении показателя на 1%.

Калькуляционные измерители рассчитывают на 1000 т-км или 1000 пасс-км в зависимости от качественного показателя. С помощью этих измерителей и расходных ставок определяют зависящие расходы, связанные с каждым калькуляционным измерителем. Общая сумма зависящих расходов получается суммированием расходов, связанных с каждым измерителем.

Общие эксплуатационные расходы на единицу перевозок получают суммированием зависящих и условно-постоянных расходов. На этой основе выводится формула зависимости себестоимости перевозок от анализируемого качественного показателя использования подвижного состава.

Величины коэффициентов влияния КПИПС различаются по дорогам, вариантам анализа, видам перевозок и типам тяги. Это объясняется неодинаковой зависимостью калькуляционных измерителей от КПИПС, изменением состава и величины зависящих расходов по вариантам анализа, условиями работы дорог и другими особенностями.

Сферой применения метода коэффициентов влияния являются технико-экономические расчеты при фиксированном объеме перевозок и неизменной технической оснащенности железных дорог.

При расчетах коэффициентов влияния и их использовании приняты некоторые допущения. Предполагается, что при изменении оцениваемого показателя все остальные КПИПС остаются неизменными. Напри­мер, при оценке влияния:

· динамической нагрузки груженого вагона изменение массы поезда брутто происходит при неизменном его со­ставе.

· массы поезда брутто ее изменение проис­ходит за счет изменений состава поезда при неизменной динамичес­кой нагрузке вагонов.

· участковой скорости дви­жения поездов в грузовом и пассажирском движении ее изменение происходит за счет изменений времени простоев на промежуточных станциях при неизменной технической скорости движения поездов.

Влияние на с/с изменения любого кач. пок-ля можно опред-ть любым из приведенных выше методов сравнивая результаты 2-х расчетов с/с при исходном и новом значении кач. пок-ля. Однако для решения многих практических задач необх. иметь данные о зависимости с/с от каждого пок-ля в отдельности. Такую форму зависимости можно установить методом расх. ставок. Для получения ф-лы зависимости целесообразно интересующий показатель обозначить принятым символом, а все остальные принимать неизменными равными средним для данной дороги в-нам. Произведя расчеты в-н расходов на 1000 ткм-нетто по каждому измерителю и просуммировав итоги получим зависимость расходов меняющихся с изменением объема пер-ок от каждого пок-ля использования подвиж. состава.

Усл.-пост. расходы при перспективном варианте без развития пропускной способности при изменении отдельных кач. пок-телей остаются стабильными и принимаются в размере установленном для рассматриваемой дороги.

Сложив расходы зависящие и усл.-пост. получается ф-ла зависимости общей в-ны расходов от рассматриваемого кач. пок-ля.

При выводе ф-л необходимо учитывать, что изменение исследуемого пок-ля иногда вызывает изменение других пок-лей и тогда др. пок-ли надо выразить через исследуемые пок-ли.

Если меняются не один, сразу нес-ко пок-лей исп-я подвиж. состава и требуется определить результат такого одновременного изменения в денежном выражении. Это можно сделать 3-мя способами:

1. Определяется влияние на с/с каждого пок-ля в отдельности и полученные результаты складываются, способ неточен, т.к. растет влияние каждого пок-ля производится по отношению к первоначальной в-не с/с без учета ее изменения в результате влияния др. пок-лей.

2. Результат расчета можно уточнить 2-ым методом, если определить индивидуальные коэф. влияния каждого пок-ля на с/с, а затем из перемножением найти суммарный коэф-т влияния и через него изменение с/с и экспл. расходов. Однако и в этом случае неточности полностью не устраняются, т.к. здесь не будет учтено, что разные пок-ли в разной степени влияют на отдельные группы расходов.

3. Самым точным явл. метод расх. ставок. Здесь сравниваются 2 результата расчета с/с:

а) при исходных значениях всех пок-лей; б)при новых значениях всех пок-лей.

При этом в процессе расходов по каждому измерителю будет учтено одновременное значение всех использованных в расчетах качеств. пок-лей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: