3. метода коэффициентов влияния. 2 и 3 методы целесообразно использование при выполнении ориентировочных расчетовдля сокращения их объема.
Для этого методом расходных ставок выводится формула зависимости с/с-типеревозок от каждого показателя в отдельности и на ее основе устанавливается характер и степень влияния конкретного показателя при среднедорожном (среднесетевом) его значении на себестоимость перевозок как относительная величина себестоимости, меняющаяся прямо или обратно пропорционально изменению показателя.
В общем виде характер зависимости с/с-ти от качественных показателей выражается формулами вида:
С = а+b/х = обратная зависимость
С = а+b*х = прямая зависимость
а – величина с/с-ти, состоящая из зависящих и условно-постоянных расходов, не изменяющаяся при изменении показателя;
b/х, b*х – величина с/с-ти, состоящая из зависящих расходов, меняющаяся обратно пропорционально (b/х) или прямо пропорционально (b*х) изменению показателя;
х – величина исследуемого показателя= показатели, связанные с с/с-тью грузовых перевозок:
|
|
обратной зависимостью:
§ нагрузка груженого вагона P,
§ масса поезда брутто Qбр,
§ участковая скорость Vуч
или прямой зависимостью:
§ порожний пробег вагонов от груженого aпор,
§ пробег локомотивов в одиночном следовании bод.
В пассаж. движении коэффициенты влияния рассчитываются для след. показателей:
§ населенность пассажирского вагона;
§ состав пассажирского поезда;
§ участковая скорость движения поездов.
С этими показателями с/с пассажирских перевозок связана обратной зависимостью.
Рассчитанная по среднедорожным значениям показателя х часть себестоимости (b/х или b*х) позволяет определить степень зависимости себестоимости перевозок от конкретного показателя – величину коэффициента влияния.
Экономический смысл коэффициентов влияния:
А) Коэффициенты влияния для показателей, с которыми себестоимость перевозок связана обратной зависимостью, выражают часть себестоимости перевозок, меняющуюся обратно пропорционально величине данного показателя (b/х),%.
Б) Коэффициенты влияния для показателей, с которыми себестоимость перевозок связана прямой зависимостью, выражают процент изменения среднедорожной себестоимости перевозок ∆С(%) при изменении показателя на 1%.
Калькуляционные измерители рассчитывают на 1000 т-км или 1000 пасс-км в зависимости от качественного показателя. С помощью этих измерителей и расходных ставок определяют зависящие расходы, связанные с каждым калькуляционным измерителем. Общая сумма зависящих расходов получается суммированием расходов, связанных с каждым измерителем.
|
|
Общие эксплуатационные расходы на единицу перевозок получают суммированием зависящих и условно-постоянных расходов. На этой основе выводится формула зависимости себестоимости перевозок от анализируемого качественного показателя использования подвижного состава.
Величины коэффициентов влияния КПИПС различаются по дорогам, вариантам анализа, видам перевозок и типам тяги. Это объясняется неодинаковой зависимостью калькуляционных измерителей от КПИПС, изменением состава и величины зависящих расходов по вариантам анализа, условиями работы дорог и другими особенностями.
Сферой применения метода коэффициентов влияния являются технико-экономические расчеты при фиксированном объеме перевозок и неизменной технической оснащенности железных дорог.
При расчетах коэффициентов влияния и их использовании приняты некоторые допущения. Предполагается, что при изменении оцениваемого показателя все остальные КПИПС остаются неизменными. Например, при оценке влияния:
· динамической нагрузки груженого вагона изменение массы поезда брутто происходит при неизменном его составе.
· массы поезда брутто ее изменение происходит за счет изменений состава поезда при неизменной динамической нагрузке вагонов.
· участковой скорости движения поездов в грузовом и пассажирском движении ее изменение происходит за счет изменений времени простоев на промежуточных станциях при неизменной технической скорости движения поездов.
Влияние на с/с изменения любого кач. пок-ля можно опред-ть любым из приведенных выше методов сравнивая результаты 2-х расчетов с/с при исходном и новом значении кач. пок-ля. Однако для решения многих практических задач необх. иметь данные о зависимости с/с от каждого пок-ля в отдельности. Такую форму зависимости можно установить методом расх. ставок. Для получения ф-лы зависимости целесообразно интересующий показатель обозначить принятым символом, а все остальные принимать неизменными равными средним для данной дороги в-нам. Произведя расчеты в-н расходов на 1000 ткм-нетто по каждому измерителю и просуммировав итоги получим зависимость расходов меняющихся с изменением объема пер-ок от каждого пок-ля использования подвиж. состава.
Усл.-пост. расходы при перспективном варианте без развития пропускной способности при изменении отдельных кач. пок-телей остаются стабильными и принимаются в размере установленном для рассматриваемой дороги.
Сложив расходы зависящие и усл.-пост. получается ф-ла зависимости общей в-ны расходов от рассматриваемого кач. пок-ля.
При выводе ф-л необходимо учитывать, что изменение исследуемого пок-ля иногда вызывает изменение других пок-лей и тогда др. пок-ли надо выразить через исследуемые пок-ли.
Если меняются не один, сразу нес-ко пок-лей исп-я подвиж. состава и требуется определить результат такого одновременного изменения в денежном выражении. Это можно сделать 3-мя способами:
1. Определяется влияние на с/с каждого пок-ля в отдельности и полученные результаты складываются, способ неточен, т.к. растет влияние каждого пок-ля производится по отношению к первоначальной в-не с/с без учета ее изменения в результате влияния др. пок-лей.
2. Результат расчета можно уточнить 2-ым методом, если определить индивидуальные коэф. влияния каждого пок-ля на с/с, а затем из перемножением найти суммарный коэф-т влияния и через него изменение с/с и экспл. расходов. Однако и в этом случае неточности полностью не устраняются, т.к. здесь не будет учтено, что разные пок-ли в разной степени влияют на отдельные группы расходов.
3. Самым точным явл. метод расх. ставок. Здесь сравниваются 2 результата расчета с/с:
а) при исходных значениях всех пок-лей; б)при новых значениях всех пок-лей.
|
|
При этом в процессе расходов по каждому измерителю будет учтено одновременное значение всех использованных в расчетах качеств. пок-лей.