Структура системы

Транспортная система России имеет сложную структуру, она включает несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. К транспортной системе относятся транспортные узлы и коридоры, а также промышленный и общественный транспорт. Инфраструктуру обычно рассматривают по отраслям.

Транспортная система страны представляет собой совокупность различных видов грузового и пассажирского транспорта, обслуживающего процессы производства, сферы материального обращения и перемещения людей.

Транспорт, обслуживающий непосредственно технологические процессы производства внутри предприятий называется внутрипроизводственным или промышленным транспортом.

В структуре промышленного транспорта используются как универсальные (железнодорожный, автомобильный), так и специализированные виды транспорта (гидро - и пневмопроводы, конвейерные линии, канатные дороги, автокары и др.).

Перемещения различных видов товарной продукции между производителями (поставщиками) и потребителями, порождаемые территориальным разделением труда, выполняет транспорт сферы обращения, который называют магистральным транспортом общего пользования. К нему относятся все универсальные виды транспорта - железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный (речной), авиационный (воздушный), а также специальный транспорт - трубопроводный (нефте- и газопроводы) и высоковольтные линии электропередач (ВЛЭП).

Перевозки пассажиров осуществляют универсальные виды транспорта, а также городской транспорт (автобусы, трамваи, троллейбусы, такси, метрополитен). В пассажирских перевозках значительное место занимает личный транспорт граждан. Российская Федерация располагает всеми видами современного транспорта. Транспортная система России играет ключевую роль в социально-экономическом развитии страны. Учитывая огромную территорию страны, площадью более 17 тыс. кв. км, надежное транспортное обслуживание потребителей транспортных услуг с минимально-возможными транспортными издержками на транспорт является одним из главных условий успешного функционирования экономики.

Относительно трансп.системы существует несколько т.зрения. По одной из них тр-т явл. 4-ой отраслью материального произ-ва наряду с добывающей, обрабатывающей промыш-тью и с/х. По др.т.зрения тр-т относится к сфере услуг. Особенности тр-та: трансп.прод-ю нельзя накопить; резерв трансп.прод-ии – резерв пропускн. И провозных способностей; нельзя использовать ж.д. линию на 100%; в стр-ре трансп.затрат нет сырья и материалов, следов-но велика доля труд.затрат в форме з/платы; на тр-те реализуется не сам товар в виде новой вещи, а производственный процесс в форме перевозок. Ежегодно тр0т потребляет 18% дизельного топлива, 6% эл.энергии, 10% лесоматериалов, 4% черн.металлов. На долю тр-та в общем валовом выбросе в атмосферу всех продуктов производств.деят-ти приходся 40%, главн.загрязнитель – автотр-т (80% всех транс.выбросов).Тр-т явл. связующим звеном между добывающ.и обрабатывающ. отраслями, сельскими и промышл.р-нами, культурн.центрами и курортн.зонами.Общ.трансп.систему можно представить в виде 2-х подсистем: тр-т общего польз-я (вкл. морск., речн., автомоб, воздушн, ж.д.,трубопроводн. и электронный) и тр-т необщего польз-я (вкл. промтр-т - продъездные пути и специальн. тр-т – конвеерный, подвисной, канатный, индивидуальный и общественный).Тр-т общ.польз-я обязан перевозить грузы независимо от того, кто их предъявляет. Тр-т делится на магистральный – обслуживающий связи между крупными городами и промышл.центрами, и немагистральный – подвозящий и отвозящий. Для эффективного функционир-я ЕТС должна отвечать требованиям: являться межотраслевым комплексом, содержать в себе возм-ти внутр. и внешн. сбалансированности. Осн.св-ва ЕТС: целостность- не сумма отд. видов тр-та, а новое качество при условии рац.исп-я этих видов тр-та; иерархичность; взаимопроникновение и синтез видов тр-та. В России по протяженности: ж.д. 88тыс.км, подъездных путей 95 тыс.км,внутр.водные пути (речн.тр-т) 101 тыс.км, автодорог 750 тыс.км, в т.ч. общ.польз-я 400 тыс.км, трубопров.300 тыскм, воздуш.линий 800 тыс.км. Суммарный грузооборот всех видов тр-та 3 триллиона т-км, объем перевозок превышает 10 млрд.т из-за высокой капиталоемкости, стоимость осн. производственных фондов около 20% стоим-ти ОПФ страны. Исторически ведущим звеном в тр-ой системе России является ж/д тр-т. Его доля в ВВП составляет 4,7%, в стоимости ОПФ страны – 13%, среднегодовая численность работников – 2,7%. Эксплуатационная длина ж/д России на 01.01.2000 г. примерно 7% мировой ж/д сети. Ж/д тр-т России выполняет свыше 25 % грузооборота, 15% пассажирооборота ж/д всех стран мира.

Инфраструктура ж/д - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Под производственной инфраструктурой понимают отрасли и сферы хозяйственной деятельности, обеспечивающие общие условия развития производства (транспорт, связь, энергосистемы, материально-техническое и информационное обеспечение). По аналогии с этим под инфраструктурой транспортного рынка следует понимать систему различных организаций и сфер деятельности, обеспечивающих общие условия для эффективной работы транспорта.

Инфраструктура транспортного рынка России: государственные организации (государственная служба занятости, налоговая нспекция, страховые компании, таможенная система), общественные организации (профсоюзы, общество потребителей), негосударственные организации (коммерческие банки, лизинговые компании, аукционы, выставки, аудиторские компании).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: