Понятие и виды формы правления.
Республиканская форма правления.
Монархическая форма правления.
Смешанные формы правления.
Понятие и виды формы правления.
Форма правления является одним из элементов формы государства. Ещё к форме государства относятся форма государственного территориального устройства и политический режим.
Форма правления представляет собой характеристику структуры, порядка формирования, взаимоотношений высших органов государственной власти.
В зависимости от главы государства выделяются две основные формы правления – монархия и республика
Монархия – это форма правления, при которой главой государства является монарх, получающий свой титул по наследству и пожизненно.
Республика – это форма правления, при которой главой государства является президент, избираемый на определённый срок.
Виды:
1. Республики делятся на три основные вида:
Президентская.
Парламентарная.
Смешанная.
Основной отличительный признак – ответственность правительства. В президентской – перед парламентов, в парламентской – перед парламентов, а в смешанной – и перед тем, и перед другими.
2. Монархии делятся на:
Абсолютные.
Дуалистические.
Парламентарные.
Подробнее все эти виды мы рассматриваем во второй и в третьем вопросе.
Республиканская форма правления.
Парламентарная республика.
Парламентарными республиками являются многие странные Европы (Германия, Австрия, Италия, Греция, Турция, Ирландия, Исландия, Венгрия, Польша и другие страны).
В Европе по большей части либо парламентарные республики, либо парламентарные монархии.
Из неевропейских стран – Индия – парламентарная республика.
Признаки парламентских республик:
Правительство несёт ответственность перед парламентом и правительство формируется парламентом.
Президент, как правило, избирается не население, а каким-то другим органом (в Германии – Федеральное Собрание, в Турции – парламентом избирается).
Существует институт контрасигнатуры, то есть согласия правительства на акты президента.
Президент может распустить парламент или его нижнюю палату.
Особенности взаимодействия высших органов государственной власти в парламентарной республики на примере Германии.
Роспуск (два случая)
Бундестаг Федеральный
Президент
Федеральный
Канцлер
Правительство
Президент может распустить бундестаг в двух случаях:
Если вновь избранный бундестаг не избрал федерального канцлера в порядке и в сроки, установленные в Конституции (сроки не надо ни записывать, ни запоминать).
Если бундестаг отказывает в доверии действующему федеральному канцлеру, при этом вопрос о доверии ставит сам федеральный канцлер и в течение 21 (двадцати одного) дня бундестаг не может избрать нового федерального канцлера.