Кризис 7 лет это период рождения социального «Я» ребенка. Особенности кризиса: утрата детской непосредственности, переоценка ценностей, обобщение переживаний, возникновение внутренней жизни ребенка, смысловая ориентированная основа поступка. Ребенок начинает: без всякой причины кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В его поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, вертлявость, паясничанье и даже клоунада.
Психологические новообразования кризиса семи лет. Произвольность и опосредованность своей психической жизни. Осознание собственных переживаний: Требовательность к себе,самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и обобщения своих переживаний. Эти образования начинают опосредовать действия и поступки ребенка.
Сделать опорную схему по дошкольному возрасту: