Рекомендации

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа 2

Основные философские проблемы

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

Согласовав с преподавателем вариант, ознакомьтесь с вопросами, над которыми Вам предстоит работать. Номер вопроса в каждой из двух предложенных тем будет соответствовать цифре, находящейся на пересечении Вашего варианта и темы. Для ответа на вопрос сначала проработайте общую и справочную литературу и только в том случае, если в ней будет недостаточно информации, используйте дополнительную. Отвечайте четко на поставленные вопросы, а не выписывайте более или менее подходящие по смыслу отрывки текста. Но при этом ответ на вопрос должен быть развернутым, т.е. Вы должны не просто дать, например, определение понятия, но и назвать представителей этого направления, либо показать, что предложенная проблема не имеет в современной философии однозначного решения, если это имеет место.

Таблица

Варианты Тема 1 Тема 2
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Тема 1. Сознание

1. Охарактеризуйте кратко биологические предпосылки возникновения сознания.

2. Объясните, в чем суть биологического процесса цефализации, открытого американским ученым Дж. Даном в середине XIX в.

3. Проанализируйте социальные факторы возникновения сознания.

4. Объясните, какова роль неосознаваемой части психической деятельности в функционировании сознания.

5. Разъясните, как Вы понимаете определение: «Сознание – это сложная мыслительная и эмоциональная деятельность».

6. Что такое самосознание, можно ли выделить этапы в его формировании.

7. Объясните, какова роль самосознания в психической деятельности человека.

8. Разъясните смысл следующего определения сознания: «Сознание есть субъективный образ объективного мира, суть которого в идеальности».

9. Почему сознание является с самого начала общественным продуктом?

10. Закончите определение: «Сознание есть свойство высокоорганизованной материи – головного мозга, заключающееся в…».

Вариант №_5___

Ответ на вопрос № __9__

Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфические формы отражения. Это содержание и закрепляется в их индивидуальной психике. В Марксизме возникновение сознания связывается прежде всего с формированием культуры на основе практическо-преобразовательной, общественной деятельности людей, благодаря включенности индивидуальных действий в совместную коллективную деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры.

Сознание может быть определено как высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительно мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Сознание связано с мыслительной деятельностью людей. Человек мыслит при помощи понятий, облеченных в какую-либо форму, например, в знаковую. Пути освоения понятий человеком:

1) Непосредственное освоение мира в процессе опыта

2) Усвоение понятий из общественного сознания

3) Наполнение новым содержанием уже имеющихся понятий.

Исток наших знаний – внешний мир, материальная деятельность человека с окружающими его предметами. Благодаря мозгу эти предметы, процессы отражаются и в результате возникают знания. Ленин показал, что сознание нематериально. Оно есть копия, образ действительности. В человеческой голове действительность соответствующим образом преобразуется и отражается в идеальной форме. Когда речь идет о сознании, то под отражением имеется в виду совокупность сознания воспроизводить в образах (отражать) вне нас существующий внешний мир, реальную действительность. Отражение – это результат воздействия одного материального предмета, процесса на другой, при котором особенности первого воспроизводятся в особенностях второго.

Как духовная деятельность, противоположная материальному, сознание непосредственно формируется под влиянием общественной практической деятельности людей и в конечном счете определяется этой деятельностью. Хотя сознание является свойством мозга, но осознает действительность не мозг сам по себе, а общественное существо – личность, обладающая нормально развитым мозгом и выступающая как субъект преобразующей практическую деятельность. Сознание каждого человека вбирает в себя опыт, знания, убеждения, верования, заблуждения, оценки той общественной среды, в которой он растет.

Зачтено__________________________ (подпись преподавателя)

Не зачтено_______________________ (подпись преподавателя)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: