Типы организационных структур и особенности их применения на предприятиях туризма

Структура управления предприятием сферы сервиса и туризма — упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечи­вающих их функционирование как единого целого. Управлять организационной структурой — значит оптимально рас­пределить цели и задачи между работниками организации. В структуре управления организацией выделяются следующие эле­менты: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи — гори­зонтальные и вертикальные.

К звеньям управления относятся структурные подразделения (иног­да отдельные специалисты), выполняющие соответствующие функ­ции управления. Устанавливающиеся между отделами связи имеют горизонтальный характер. Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управле­ния, занимающих определенную ступень в системе управления пред­приятием. Ступени управления находятся в вертикальной зависимос­ти и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируют­ся и доводятся до нижестоящих звеньев.

В организационной структуре выделяются вертикальные и гори­зонтальные связи, которые основаны на разделении труда. Главный смысл разделения труда состоит в специализации работников по вы­полнению отдельных видов работ, операций и процедур. Работа рас­пределяется между участниками трудового процесса по профессио­нальному признаку.

Характер горизонтальных и вертикальных связей в структуре орга­низации определяется типом организационной структуры. К иерархическому типу структур относятся: линейная организа­ционная структура управления, функциональная, линейно-функцио­нальная и дивизиональная.

1. Линейная организационная структура управления. Характеризу­ется тем, что во главе каждого производственного или управлен­ческого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руковод­ство подчиненными ему работниками. Его решения, передаваемые «сверху вниз», являются обязательными для всех нижестоящих звеньев, обеспечивая прямое воздействие на объект управления.

Преимущества Недостатки
Простота организационной структуры; полная ответственность линейного руководителя за результаты работы; единство и четкость распоряжений; согласованность действий руководителей Предъявление жестких требований к руководителю, который должен обладать исключительной компе­тентностью во всех сферах (бухгал­терия, производство, сбыт и т. д.); концентрация власти в управляющей верхушке

2. Функциональная организационная структура управления. Пред­полагает деление организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. Конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всей организации: производство, сбыт, финансы, научные исследования и т. п.

Функциональную структуру целесообразно использовать в тех организациях, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру продукции, действуют в стабильных внешних усло­виях и для обеспечения своего функционирования требуют ре­шения стандартных управленческих задач.

Преимущества Недостатки
Исключение дублирования и парал­лелизма в выполнении управленче­ских функций; высокая компетентность специали­стов, отвечающих за осуществление конкретных функций; освобождение линейных менеджеров отрешения некоторых специальных вопросов Трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами; длительность процедур принятия решения; чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений

3. Линейно-функциональная организационная структура управле­ния. В основу линейно-функциональных структур положен так называемый шахтный принцип построения и специализации управ­ленческого процесса по функциональным подсистемам сервисной организации (маркетинг, производство, финансы, персонал и т. д.). По каждой из этих подсистем формируется иерархия служб («шах­та»), пронизывающая всю туристскую организацию сверху донизу.

Преимущества Недостатки
Лучшая подготовка решений и планов, связанных со спе­циализацией работников; освобождение главного ли­нейного менеджера от де­тального анализа проблем; повышение обоснованности команд управления линей­ного руководителя за счет привлечения специалистов Недостаточно четкая ответственность, так как сотрудник, готовящий решения, как правило, в их реализации не участвует; невозможность быстрого реагирования на ме­няющиеся условия внешней среды; опасность конфликтов линейных и функцио­нальных структур; отсутствие гибкости во взаимоотношениях между подразделениями предприятия из-за применения формальных правил и процедур, что сказывается на скорости и своевременно­сти принятия управленческих решений; чрезмерно развитая система связей по верти­кали, то есть тенденция к чрезмерной центра­лизации

Опыт использования линейно-функциональных структур по­казал, что они наиболее эффективны там, где аппарат управле­ния выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко меняю­щиеся задачи и функции.

4. Дивизиональная организационная структура управления. В рамках дивизиональной структуры функционируют несколько само­стоятельных производств (предприятий), пространственно отде­ленных друг от друга. Каждое из них имеет собственную сферу де­ятельности, самостоятельно решает текущие производственные и хозяйственные вопросы (рис. 6.6).

Структуризация организации индустрии сервиса и туризма про­изводится следующим образом: либо это продуктовая специали­зация, либо потребительская, либо региональная (рис. 6.7) [21]. Они подчиняются вышестоящему органу, который координиру­ет их деятельность.

Подразделения, образующие дивизиональную структуру, объе­динены между собой, а также с общим центром производствен­ными, финансовыми и административными связями. Черты ди-визиональной организационной структуры приведены в табл. 6.5.

Преимущества Недостатки
Ориентация на источник прибыли; децентрализация, повышающая самостоятельность принимаемых решений и их обоснованность; скоординированное управление; обеспечивается более тесная связь производителя турпродукта с потребителем; быстрое реагирование организации на изменения, происходящие во внешней среде, быстрая адаптация к рыночным условиям Сложность, обусловленная большим количеством уровней иерархии, необхо­димостью создания промежуточных уровней управления для координации работы отделений, групп и т. п.; дублирование функций управления на разных уровнях и рост затрат на содер­жание управленческого аппарата

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: