Фазы кризиса организации, их характеристика. Мероприятия по выходу из кризиса

«Кризис – глубокое расстройство, резкий перелом, период обострения противоречий в процессе развития какой-либо сферы человеческой деятельности».

Любая организация мира в различные периоды существования проходит через кризисы развитияЗачастую кризисы наступают для руководства организации неожиданно. Однако, о возникновении кризиса свидетельствует множество симптомов: снижение доходов от реализации продукции (работ или услуг), снижение других показателей финансово-хозяйственной деятельности организации. Кризис, по Финку, схож с болезнью, только не человека, а бизнеса. И, соответственно, фазы кризиса представляют собой процесс протекания «болезни», а преодоление кризиса состоит в назначении правильного «лечения».

Финк разделяет кризисный процесс на четыре фазы:

•Предварительная (продромальная фаза); - это своего рода предупреждение. В большинстве случаев, это критическая точка. И если на стадии раннего развития кризиса не предпринимать никаких действий, острый кризис может оказаться таким неожиданным и глубоким, что принятие управленческих решений по выводу из кризиса организации в данном случае будет представлять собой лишь подсчет убытков.

•Фаза острого кризиса; - на такой стадии ситуацию нельзя уже развернуть назад Определенный ущерб организации уже был нанесен, однако в силах руководства организации свести этот ущерб и время протекания острой стадии кризиса к минимуму.

•Фаза хронического кризиса; - Именно в течение этой фазы результаты кризиса становятся наиболее очевидными. Нередко фаза хронического кризиса является последним этапом жизненного цикла организации.

•Фаза разрешения кризиса. - Эта фаза – цель управления любым кризисом, итог управленческих решений, предпринимавшихся в предыдущие три стадии кризиса руководством организации. Это вариант успешного преодоления кризиса.

Кризис в широком смысле – это неотъемлемая характеристика рыночной экономики.

Первая фаза кризиса – снижение рентабельности и объемов прибыли, что приводит к ухудшению финансового положения организации, сокращению источников и резервов развития. Решение проблемы может лежать как в области стратегического управления (пересмотр стратегии, реструктуризация организации), так и тактического (снижение издержек, повышение производительности).

Вторая фаза кризиса – убыточность производства, Следствие снижения и потери рентабельности и объемов прибыли, служит убыточность производственной деятельности организации. Что в свою очередь приводит к уменьшению резервных фондов организации.

Третья фаза кризиса – истощение или отсутствие резервных фондов.

Четвертая фаза кризиса – неплатежеспособность. Организация оказывается в ситуации, когда у нее нет средств поддерживать даже сокращенное воспроизводство и платить по предыдущим обязательствам.

набор управленческих решений по выходу организации из кризиса всегда индивидуален для каждой организации; они должны разрабатываться с учетом ее отраслевой принадлежности, стадии жизненного цикла, размеров, организационной формы, стадии кризисного процесса, особенностей управления и учета и т. д..На первом этапе происходит сбор, анализ информации о внешней и внутренней среде организации, а также диагностика стадии кризисного процесса.На втором этапе происходит выбор методов и направлений по борьбе с кризисом Третий этап После выбора соответствующей антикризисной стратегии происходит разработка тактических мероприятий по преодолению кризиса.

Главные принципы при разработке антикризисных управленческих решений: реалистичность, ограниченность во времени и рациональность (затраты на решение проблемы не должны превышать полученного в результате их проведения эффекта).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: