Возглас – начало богослужения – всегда произносит священнослужитель. В нашем богослужении используются три возгласа. Самый торжественный: «Благословенно Царство...» – этим возгласом начинаются только три таинства: Евхаристия, Крещение и таинство Брака (у старообрядцев также таинственно Елеосвящения), а, кроме того, новогодний молебен.
Следующий по торжественности возглас: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков» (кратко его называют Слава Святей). Этот возглас звучит на утрени и в начале всенощного бдения, а также благодарственного молебна.
Все остальные богослужения (малая вечерня и др.) и чинопоследования начинаются возгласом «Благословен Бог». Каждый из этих возгласов имеет свою особенность.
Что касается возгласа «Премудрость», то по контексту «Свете Тихий» и «Премудрость» относились к Господу Иисусу Христу. Однако в практике древнерусской Церкви здесь произошло такое изменение. Тогда диакон произносил слова: «Премудрость, прости. Свете Тихий», а певцы или чтец продолжали, начиная от слов «Святыя славы» до конца, почему и сама песнь в ХVI в. называлась «Святыя славы».
|
|
Что же касается возгласа: «Мир всем», то он является приветствием, происходящим от Самого Господа Иисуса Христа («Мир вам» Ин. 20,19-26). На Западе оно заменено ветхозаветным приветствием: «Господь с вами».
Возглас: «Вонмем» – встречался уже в памятниках IV века. Возглас: «Премудрость» – сравнительно более позднего происхождения. Он встречается в памятниках VIII-Х вв.