Теория И. Кона

1) Периодизация имеет индивидуальный характер.

2) Сензитивный период – организм отличается повышенной чувствительностью к отдельным внешним и внутренним фактором. В эти периоды важно создание условий для восприятия факторов.

3) Критические периоды – повышенная чувствительность к внешним воздействиям, падает сопротивляемость им.

Нарушение нормального развития приводит к неправильной социализации.

Кризисы: 3 года, 7 лет, 12-13 лет.

Акселерация – ускорение физического развития по сравнению с нравственным.

Ретордация – замедленное развитие какого-нибудь органа.

Возраст:

- хронологический;

- психологический;

- биологический.

Эти возрасты могут не совпадать.

Ш. Бюллер.

В основе деления лежат намерения - интенция, - которая проявляется в выбор целей и средств их достижения.

I фаза: 1-15 лет, отсутствуют цели, развитие умственных и физических способностей.

II фаза: 15-20 лет, первые дерзания, осознание способностей, великие планы.

III фаза: 25 – 40-45 лет; зрелость, цели чёткие и точные, стабильность, решения по созданию и укреплению семьи.

IV фаза: 45-60 лет, подведение итогов.

V фаза: с 65 лет, прекращение преследования юношеских целей, жизнь – некое целое.

Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии. Можно выделить два уровня анализа этого понятия:

Абсолютный (или календарный, хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т. п.), отделяющих момент возникновения объекта от момента измерения его возраста. Это чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение абсолютного возраста называется датировкой.

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционногенетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.

34. Традиционные периодизации психического развития.

См 36 вопрос.

35. Возрастные кризисы человека

Возрастные кризисы [греч. krisis — решение, поворотный пункт] — особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.

Форма, длительность и острота протекания возрастных кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом. Каждый возрастной кризис это и изменение мировоззрения человека и перемена его статуса по отношению, как к обществу, так и к самому себе. Научится воспринимать себя, нового, с позитивной точки зрения — вот то, главное, что поможет преодолеть психологические трудности возрастных кризисов.

Для периодов возрастных кризисов в детстве характерны процессы перехода к новому типу взаимоотношений детей со взрослыми, при котором учитываются новые, возросшие возможности ребенка, изменение «социальной ситуации развития», смена деятельности, перестройка всей структуры сознания ребенка. Процессы перехода детей на новую возрастную ступень связаны с разрешением нередко весьма острых противоречий между сложившимися у них ранее формами взаимоотношений с окружающими людьми, с одной стороны, и своими возросшими физическими и психологическими возможностями и притязаниями, с другой. Негативизм, упрямство, капризность, состояние повышенной конфликтности и другие свойственные возрастным кризисам негативные поведенческие проявления обостряются в случае игнорирования взрослыми новых потребностей ребенка в сфере общения и деятельности и, напротив, смягчаются при правильном воспитании. К числу детских возрастных кризисов принадлежит кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет и подростковый кризис (11-12 лет).

Значительно менее изучены возрастные кризисы зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты возникают заметно реже, чем в детстве, и протекают, как правило, более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности. Это возрастной кризис в пору юности — примерно в 16-20 лет. Когда человек уже является формально и считается взрослым. Более того — взрослым он считает себя сам, и соответственно пытается это доказать себе же, и всему остальному миру. Кроме того, это время настоящей, взрослой ответственности: армия, первая работа, университет, возможно первый брак. За спиной перестают стоять родители, начинается действительно самостоятельная жизнь, пропитанная многочисленными надеждами на будущее. Следующий возрастной кризис приходится примерно на тридцатилетие. Первый угар молодости уже позади, человек оценивает сделанное и уже гораздо более трезво смотрит в будущее. Ему начинает хотеться покоя, стабильности. Многие в этом возрасте начинают «делать карьеру», другие, наоборот, уделяют больше времени семье в надежде найти некий «смысл жизни», что-то, что всерьез заняло бы ум и сердце. Далее возрастной кризисвыпадает на 40-45 лет. Человеку видится впереди старость, а за ней самое страшное — смерть. Тело утрачивает силу и красоту, появляются морщины, седые волосы, одолевают болезни. Наступает время для первого боя со старостью, время, когда ударяются то в любовные приключения, то с головой уходят в работу, то начинают совершать экстремальные поступки вроде прыжков с парашютами или восхождений на Эверест. В этот период некоторые ищут спасения в религии, другие — в различных философиях, третьи же наоборот становятся циничней и злее. Следующий возрастной кризис приходится на 60-70 лет. Человек в эти годы как правило выходит на пенсию и совершенно не знает, чем себя занять. К тому же здоровье уже не то, старые друзья далеко, а кого-то может быть, нет в живых, дети выросли и живут давно уже своей жизнью, даже если и в одном доме с родителями. Человек внезапно понимает, что жизнь подходит к концу и он уже не в центре ее круговорота, что его век — завершается. Он ощущает себя потерянным, может впасть в депрессию, утратить интерес к жизни.

Возрастные кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. У кого-то они проходят гладко, кому-то впору чуть ли не вешаться. Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития. Возникающая в результате возрастных кризисов более реалистическая жизненная позиция помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром.

36. Стадии развития личности по Фрейду, Э. Эриксону, Д.Б. Эльконина, Ж.Пиаже

З.Фрейд

Основа-признак сексуального развития - движущая сила развития личности.

В разные периоды развития реализуются через разные зоны.

1) Оральная (от 0 до 1) Если это не реализуется, то возникают пороги (курение, гурманство, словесная агрессия)

2) Анальная (от 1 до 2 лет) приучают к горшку, к чистоплотности. Пунктуальность, скупость, безмерная чистоплотность, упрямство.

3) Фаллическая (от 2 до 5 лет) Дети постигают половые различия. Ревность к родителю противоположного пола.

4) Латентный (устойчивый) (с 6 до 11 лет)

5) Генитальная фаза (половое созревание) (с 11 до 14, 15 лет) Осваиваются функции пола.

Д.Б.Эльконин(старший) – середина 20 века.

Младенчество(от 0 до 1) ведущий вид деятельности общение со взрослыми. Человек-человек.

Раннее детство (от 1 до 3 лет) Предметная деятельность. Человек-предмет.

Дошкольный (3-7 лет) сюжетная игра.

Младший школьный возраст (7-10 лет) Учебная деятельность. Человек-предмет.

Подростковый (11-15 лет) Общение со сверстниками

Юношеский возраст (16-20 лет) Учебно-профессиональная деятельность. Человек предмет.

Ж.Пиаже

Развитие мышления и интеллекта.

1 стадия (от 0 до 2 лет) - сенсоматорного интеллекта

2 стадия (от 2 до 7 лет) – дооперационное мышление (приблизительно, неточно)

3 стадия (7-11 лет) –конкретный операций. Ребенок выполняет задания по образцу.

4 стадия (11-14дев, 12-15мал) формальных операций.

Э.Эриксон

1 Грудной (от 0 до 1) Отношения с матерью или с ее заместителем. Результат развития - энергия и жизненная радость. Механизмы приспособления – стратегия приобрести или отдать. Доверие или недоверие окружающим, надежда, безнадежность.

2 Ползунковый (от 1 до 3 лет) Отношение с родителями. Формирование контроля над собой. Обладать или отказаться. Появляются сомнения.

3 Дошкольный (3-6 лет) Родители, братья, сестры. Целеустремленность. Умение стараться и притворяться. Инициативность, пассивность.

4 Предувертатный (6-12 лет) Расширяется круг взаимодействия (школа, соседи) Овладение методами и указаниями. Умение соревноваться, конкурировать. Неполноценность.

5 Юность (13-18 лет) Группа сверстников. Преданность, верность. Приспособление, быть самим собой, быть одиночкой. Идентичность, непризнание группой.

6 Ранняя зрелость (19-30лет) Группа друзей. Новые друзья, трудовые отношения. Потерять себя, найти себя в других. Сотрудничество, одиночество.

7 Средняя зрелость. Профессиональная + семья. Творить в своей профессии, Поглощенность заботами. Творческая активность, застой.

8 Поздняя зрелость Близкие. Мудрость. Черпать энтузиазм. Сопротивление бытию, старению. Умиротворение, отчаяние.

37. Гетерохронность развития в разные возрастные периоды. Акселерация. Задержка психического развития. Инфантильность.

Возраст

Хронологический (возраст по паспорту)

Физический возраст

Психологический возраст

Социальный возраст

Инфантильность – возврат к детским привычкам, поведению.

Акселерация – ускоренное развитие.

Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

Гетерохронное развитие

Сензитивный период - благоприятный период развития

Критический период – сейчас или никогда.

Кризисы – резкая смена в развитии

Социализация – процесс включения ребенка в общество и усвоение социального опыта.

38. Понятие «новообразование» и его специфика для каждого возраста.

Психологическое новообразование — это:

— во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период;

— во-вторых, новообразование — обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста (Выготский Л. С, 1984).

Новообразования возникают в

1 Сознании (личностное развитие)

2 Психике (психическое развитие)

3 Биологическое (физическое)

У каждого возраста свои задачи. От того как успешно решаются задачи зависит переход к новообразованию.

Переход с одного уровня на другой сопровождается кризисами, которые проявляются в следующем:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: