Факторы и особенности туристского спроса

Определения спроса различаются в зависимости от вида спроса и автора определения. Например, экономисты считают, что спрос – кол-во любого продукта или услуги, кот. потребители хотят и могут купить по определенной цене за определенный период времени. Психологи рассматривают спрос с т.зр. мотивации и поведения. Географы определяют тур.

спрос - «общее количество людей, кот. путешествуют или желают путеш-ть, пользуются тур. оборудованием и услугами за пределами традиц. места жительства и работы».Экономический подход представляет идею от эластичности, кот. описывает взаимосвязь м/у спросом и ценой, спросом и др. факторами. Географ. определение вводит дополнительные (к цене) факторы, такие как детерминанты спроса и включает не только тех, кто участвует в туризме, но тех, кто желает, но не участвует в нем по какой-либо причине. С др. стороны, психологический подход изучает туриста изнутри, исследует взаимосвязь личных свойств, окруж. среды и спроса на туризм.

Идея о том, что у некоторых людей существует спрос на туризм, но они не могут путешествовать, говорит о том, что спрос на туризм состоит из набора компонентов.

Факторы, определяющие тур. спрос:

- Факторы макро среды – полит., экономич., культурн., социальные

- Индустриализация, научно-технический прогресс, рост производительности труда,

- Развитие транспорта

- Увеличение фонда свободного времени

- Повышение уровня жизни населения

- Урбанизация (загрязнение окруж. среды, развитие инфраструктуры)

- Рост связей (экономических, финансовых, технических, научных)

- Возможности

- Тур. предложение

- Социальная трансформация

В наших условиях тур.спрос включает в себя 3 основных элемента:

1) действительный или фактический спрос – это фактическое число участников туризма, т.е.

тех, кто в действительности путешествует. Этот компонент спроса легче всего поддается

измерению, и основная часть статистических данных по туризму относится именно к

фактическому спросу;

2) скрытый спрос определяется той частью населения, которая не путешествует по какой-либо

причине. Скрытый спрос может подразделяться на 2 части. Первая, потенциальный

спрос. Он относ. к тем, кто будет путешествовать в будущем, в случае благоприятного

изменения обстоятельств. Откладываемый (отсрочиваемый) спрос – спрос, отлож. на

время, вследствие проблем в сфере предложения, таких как недостаточное кол-во

ср-в размещения, неблагоприятные погодные условия или даже терроризм. Опять же,

все вышеперечисленные факторы подразумевают, что улучшение предложения превратит

откладываемый спрос в действительный;

3) наконец, всегда будет существовать группа людей, не желающих путешествовать,

формирую категорию отсутствия спроса.

Мы можем также рассматривать спрос на туризм с других точек зрения. Например, замена спроса возникает в случае, когда спрос не один продукт (отдых с самообслуживанием) заменяется другим (размещение в гостинице с обслуживанием). Такая замена может быть вызвана недостатком предлож. одного продукта и избытком другого. Похожим случаем является изменение направления спроса, в кот. происходит перемена спроса с географической точки зрения. Наконец, возникновение нового тур. продукта будет иметь следующий эффект:

- Изменение направления спроса в данном регионе;

- Замена спроса;

- Возникновение нового спроса.

Экономисты относят первые два пункта к «эффекту замещения» – другими словами спрос на один тур. продукт переносится на новый продукт, но не порождает доп.спроса. Это является одной из проблем туризма и важным моментом в оценке стоимости нового тур. проекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: