Многие преподаватели считают проверку и оценку знаний одной из наиболее сложных педагогических задач в процессе обучения. Основные принципы проверки и оценки, на которые следует ориентироваться преподавателю психологии, независимо от того, в каком типе учебного заведения и в рамках какой образовательной программы он работает.
1. Объективность – необходимость оценивать знания учащихся независимо от субъективного мнения оцениваемого; минимизировать влияние своих субъективных установок. Различные проверочные процедуры обеспечивают объективность в разной степени:
§ с четко сформулированными заданиями лучше, чем с заданиями общего и неопределенного характера;
§ письменные лучше, чем устные;
§ с четкими критериями правильности ответа лучше, чем с туманно выраженными критериями;
§ проводимые независимыми экспертами лучше, чем одним экзаменатором.
2. Валидность – необходимость гарантировать получение достоверной информации о ЗУН учащихся. Преподавателю важно быть уверенным в том, что контрольное задание выполнено учащимся самостоятельно, без посторонней помощи.
|
|
3. Надежность – гарантированность того, что знания учащегося, получившие определенную оценку, сохраняются у него на длительный срок.
4. Дифференцированность – оценивание знаний таким образом, чтобы получаемые учащимися оценки и отметки дифференцировали их уровень и качество; степень зависит от необходимости и целесообразности (зачет – незачет, отлично, хорошо, удовлетворительно).
5. Системность – оценка знания содержания всех разделов и тем курса, а также всех компонентов учебного материала. Иначе экзамен превращается в лотерею.
6. Систематичность – или регулярность, периодически в ходе изучения курса; целесообразно проводить проверочные работы после изучения каждой темы.
7. Конфиденциальность – чтобы результаты оценки были известны только преподу, студенту и руководителю образовательной программы; публичное оглашение отметок считается нарушением права личности на конфиденциальность. Однако, в некоторых уч заведениях информирование др лиц рассматривается как способ положительного или негативного стимулирования.
Может использоваться 2 типа оценивания: нормативное или на основе распределения результатов.
Нормативное оценивание – оценка степени соответствия знаний студентов определенным нормам усвоения, которые заранее устанавливаются экзаменатором.
Оценивание на основе распределения результатов – оценка и отметка одного студента зависит от отметок других студентов; нет строго фиксированных эталонов знаний, они меняются в процессе реального оценивания (среднестатистическое распределение результатов).
|
|
Планирование мероприятий по проверке и оценке знаний студентов (учащихся) психологии (препод должен заранее предусмотреть):
1) какие критерии и показатели он будет использовать в оценке успеваемости студентов по учебному курсу;
2) будет ли учитываться посещаемость занятий и активность студентов;
3) как часто будет проводиться проверка знаний;
4) какие виды и формы оценивания будут использоваться;
5) когда будут проводиться проверочные процедуры (даты и время);
6) какова будет длительность каждой проверочной процедуры и какие уч часы будут для этого использоваться;
7) каким будет вклад каждой текущей оценки в итоговую оценку по всему курсу.
Эту информацию лучше сообщать студентам заранее, чтобы они могли спланировать основные виды уч активности, своевременно ориентироваться в требованиях преподавателя к усвоению знаний по курсу.