Принципы правопорядка

Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень

Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений, а система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства и его органов.

Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка.

Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими охранительными органами.

Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.

Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на нормах права организацию политической власти.

Соотношение законности и правопорядка проявляется в том, что правопорядок есть реализованная законность.

Вопрос 35. Нормы права: понятие и виды.

Главное из средств пр.рег. Нормы права – это общеобязательное формально определенное установленное и гарантированное государством правило поведения, которое самостоятельно или в сочетании с иными нормами предоставляет участникам общественных отношений субъективные права и налагает на них юридические обязанности.

Правило поведения, то что направляет поведение людей, предписывает людям определенное поведение. Правилами являются только обязывающие нормы т.к. они предписывают людям определенное поведение. Те же запрещающие нормы поведение не предписывают, а субъект свободен в своем действии. Управомачивающие нормы не устанавливают, а дают возможности. Нормы специального действия нельзя рассматривать как правила поведения. Декларативные – цели устанавливают. Дефинитивные – дают определения правовых понятий. Коллизионные нормы, оперативные и т.д. Нормы спец. действия сами по себе никаких прав и обязанностей субъектам не предоставляют. Отсюда далеко не каждая норма права может рассматриваться как правило поведения.

Вопрос 36. Истинность норм права.

Проблема. В том что одни рассматривают нормы права с точки зрения истинности, выделяют критерий истинности норм, другие – полагают что эта характеристика к нормам права не применима. Обратимся к понятию истины. По логике истина это суждение соответствующее действительности. Суждение – утверждение о том что что-то есть или нет. Можно ли норму рассматривать как суждение? Норма говорит о том что должно быть или о том чего не должно быть. Проблема возникла из-за того, что законодатель выражает норму в повествовательных предложениях. Модальность явно там не выражена. К модальным суждениям критерии не применимы (срок исковой давности 3 года). Критерий истинности к нормам не применим. Из практики проблема – кто будет определять истинность норм?

Норму можно оценивать и другими критериями. 1) Соответствует ли общественным отношениям; 2) От процедуры их установления; 3) С точки зрения соответствия актам высшей юридической силы.

Для юриста главное действует она или нет, а не истинность.

Вопрос 37. Структура норм права.

Проблема в том что структуру нормы понимают по разному. Одни 2 элемента выделяют, другие 3, третьи 4 элемента. Споры связаны с тем что представители рассматривают разные явления. Те кто из 2х элементов – рассматривают структуру статьи нормативного акта и 3х элементов там не обнаруживают. Те кто из 3х элементов – рассматривают структуру логической нормы, элементы которой логическим путем выводятся из содержания всего законодательства. 3х членная структура предпочтительней т.к. текст статьи это еще не норма. Статья это способ выражения нормы. Норму из текста надо выявить, расшифровать. Достоинство – положительное практическое последствие, заставляет законодателя в каждом случае регулирования точно определять все три элемента, потому что если какого то элемента не будет, то норма окажется недоделанной и толком работать не сможет. Для правоприменения потому что заставляет правоприменителя держать в уме не только одну статью, а все относящееся к регулируемому случаю.

Вопрос 38. Правотворчество и правообразование.

Правообразование – процесс в результате которого в правовой системе появляются новые нормы. Правообразование включает в себя не только собственно правотворчество, но и весь предшествующий ему процесс формирования права. Право порождается общественными отношениями, общественные отношения постоянно изменяются, появляются новые варианты поведения людей, какие то отношения исчезают. Это осознается людьми, осознается с точки зрения того нуждаются ли эти отношения в правовом регулировании, а если нуждаются то как они должны быть урегулированы.

В правосознании складывается юридический мотив т.е. стремление урегулировать отношения определенным образом, изменить существующее регулирование. В правосознании складываются прообразы будущих норм права. Это доходит до законодателя и тогда начинается правотворчество. Правотворчество это завершающий этап, стадия правообразования.

Правотворчество – деятельность компетентных органов, иногда социальных субъектов по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов. Правотворчество можно рассматривать как управленческую деятельность, но это управление особого рода. Обычно управление связано с принятием решений, а тут устанавливаются общие правила на основе которых принимается множество конкретных решений. Уделяется внимание этому вопросу. Виды правотворчества:

От субъекта кто принимает:

- Непосредственное правотворчество народа, когда на референдуме народ принимает акт. Власти опасаются референдума. Уровень политической культуры общества. Налоги не выносят. Дорогостоящее мероприятие.

- Правотворчество это деятельность компетентных гос органов. Законотворчество, подзаконное законотворчество орг. исп. власти. Спорный вопрос о судебном правотворчестве.

- Правотворчество орг. МСУ.

- Локальное правотворчество, субъекты принимают акт. Устав общества. Правотворчество общественных организаций, общественных объединений. Свои акты принимают они не будут иметь правового характера. Если носят правовой характер (должностные инструкции) тогда будет локальное правотворчество.

Выделили специально правотворчество общественных объединений т.к. раньше власть делегировала им часть полномочий.

Правотворчество должно осуществляться на основе одних и тех же принципов с использованием одних и тех же правил, приемов юридической техники.

Результат правотворчества – нормативно правовой акт, разновидность источников права а с др стороны разновидность правовых актов.

Вопрос 39. Качество правотворчества. Юридическая техника.

Правотворчество, независимо от его вида, должно быть профессиональной деятельностью. Это обеспечит высокий уровень принятых правотворческих решений. А добиться высокого качества нормативных актов позволяет соблюдение принципов правотворчества, которые представляют собой организационные начала, определяющие существо, характерные черты и общее направление правотворческой деятельности. Изложенные ниже принципы являются базовыми и характерны не только для российской правовой системы.

1. Демократизм. Предполагает активное участие представителей различных слоев общества и всех ветвей власти в правотворческой деятельности. Проявляется в обеспечении и установлении подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов, прежде всего законов. Такой порядок должен обеспечивать полное и эффективное участие депутатов, широкой общественности в правотворчестве. Необходимо учитывать общественное мнение и потребности различных слоев населения.

2. Законность и конституционность. Нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции правотворческого органа, соответствовать законам и иным актам высшей юридической силы. Этот принцип означает также строгое соблюдение правотворческой процедуры и формы принимаемых актов.

3. Гуманизм. Выражается в направленности издаваемых актов на защиту прав и свобод граждан, на максимальное удовлетворение их материальных и духовных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре законодательной деятельности.

4. Научный характер правотворчества. При подготовке нормативных актов должны учитываться достижения и юридической и иных наук. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные специалисты в соответствующих отраслях науки, ученые-юристы.

5. Профессионализм. Предполагает обязательное участие квалифицированных, высокопрофессиональных специалистов на всех стадиях правотворческого процесса. И сами законодатели должны быть профессиональными, иметь высшее юридическое образование.

6. Тщательность, скрупулезность подготовки проектов. Важно максимально использовать зарубежный и отечественный опыт, результаты социологических исследований, докладные записки, справки, заключения экспертов. Недопустимы поспешные, непродуманные решения, не учитывающие последствия предложенных ими нововведений.

7. Техническое совершенство принимаемых актов. Предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных практикой способов и приемов подготовки нормативных текстов, правил законодательной техники, которые должны быть обязательными для законодателя. Для повышения качества и эффективности принимаемых нормативно-правовых актов законодательная техника и язык закона порою имеют не меньшее значение, чем само содержание.

В заключение повторимся, что названные принципы имеют общепризнанный характер и следование им позволит поднять отечественное право на уровень мировых законодательных стандартов.

Юридическая техника – это совокупность правил и приемов, относящихся к подготовке, формулированию и опубликованию правовых актов.

В целом правила юридической техники относятся ко всем видам правовых актов, т.е. к нормативно-правовым актам, актам толкования права (интерпретационным) и актам применения права. Однако чаще всего под юридической техникой понимают только юридическую технику правотворчества. Последняя является важнейшим видом юридической техники. Все правила и технико-юридические приемы разрабатываются применительно к правотворческому процессу. Это понятно, ибо нормативно-правовые акты являются основой для создания иных правовых актов; от содержания нормативных актов будет зависеть и содержание иных документов; все термины, юридические конструкции, правовые символы и т.д., использованные в нормативных актах, потом будут продублированы, разъяснены или конкретизированы в иных правовых актах. Требований, предъявляемых к техническому совершенству нормативных актов, гораздо больше, чем правил, относящихся к иным видам правовых актов. Тем не менее, все правила (см. ниже), касающиеся терминологии и оформления нормативно-правовых актов, в полной мере относятся и к другим группам правовых актов. Учитывая сказанное, далее мы рассмотрим юридико-технические приемы и правила, относящиеся к процессу подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования нормативно-правовых актов.

Только умение пользоваться этими правилами и приемами позволяет создать качественный акт. Эта совокупность приемов должна обеспечить максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов. Правила, обеспечивающие высокое качество проектов нормативных актов, можно разделить на несколько групп.

Во-первых, правила, относящиеся к разработке и формулированию норм права: доступность норм права для понимания, их ясность, отсутствие излишней сложности; терминологическая строгость (тождественность употребления терминов); нецелесообразность повторения положений, изложенных в актах вышестоящих органов и т.д.

Во-вторых, правила построения нормативных актов: логическая последовательность изложения; однородность нормативного материала; оправданная рубрикация нормативно-правовых актов, разграничение их на части, снабженные заголовками (разделы, главы, статьи); отсутствие противоречий между частями одного нормативного акта и между нормативно-правовыми актами, относящимися к одной отрасли законодательства и т.д.

В-третьих, правила оформления и публикации нормативно-правовых актов: наличие обязательных реквизитов нормативно-правовых актов (название и наименование, указание органа, издавшего акт, дата и место принятия, номер нормативно-правового акта, подписи и печати); решение вопросов об отмене потерявших свое значение актов, о введении в действие вновь принятых актов; публикация в официальном инкорпорированном сборнике.

Нужно иметь в виду, что юридическая техника – это не только приемы подготовки нормативно-правовых актов (логические, грамматические, структурные и т.п.). это еще и оценка акта с позиции выражения социального заказа, отсутствия пробелов, недопустимости внутренних и внешних противоречий, наличия компромиссов и т.п.

Вопрос 40. Источники права: понятие и значение.

Формально юр смысл. Источник права – это способ внешнего выражения и закрепления норм права.

Источники права носят официальный характер. Они так или иначе отходят от власти, прямо или косвенно санкционируются ею. Придают нормам общеобязательность, формальную определенность. Обеспечивают равенство правовых требований, текст одинаков для всех. Делают нормы доступными, дают возможность ознакомится с содержанием норм. Обеспечивают законность принимаемых актов. На них обязательно ссылаются при разрешении юридических дел. Проблема источников права в теории права необычайно сложна и многопланова. Прежде всего, нет общепризнанного понятия того, что же понимать под термином "источник права". Термин "источник права" очень многозначен. Так, под термином "источник права" понимаются:

а) силы, творящие право. Например, источником права считают волю Бога, волю народа, правосознание, идею справедливости, государственную власть;

б) материалы, положенные в основу того или иного законодательства. Этот смысл источника права используется тогда, когда констатируют, что римское право послужило источником при подготовке гармоничного гражданского кодекса или, что труды ученого Котье использовались при разработке кодекса Наполеона;

в) исторические памятники, которые когда-то имели значение действующего права. Например, о правовых памятниках как об источниках говорят, когда проводят исследования Русской правды, Соборного Уложения и т.д.;

г) средства познания действующего права. Этот смысл источника права используется, когда говорят, что право можно познать из закона.

Многозначность этого термина вызывает определенные трудности. Для их преодоления в теории права используются два термина: источник права и форма права.

Источники права понимаются в двух смыслах: в материальном смысле – как силы, вызывающие право к жизни; в юридическом смысле – как способ внешнего выражения и закрепления правовых норм, придания им общеобязательного характера. Во втором случае имеется в виду юридический источник права, или источник права в формальном смысле. Эти юридические источники именуют формами права. Поэтому весьма распространено использование выражения "источники (формы) права".

Именно об этих юридических источниках (формах) права и пойдет речь в дальнейшем. Итак, источник права – это способ внешнего выражения и закрепления правовых норм, придания им общеобязательного характера.

Нормативно-правовой акт. Во всех правовых системах это акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа и содержащий нормы права. Он рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Как источник права обладает рядом преимуществ, на которых мы подробнее остановимся ниже. Основным видом нормативно-правового акта является закон, который и рассматривается в качестве ведущего источника права.

Помимо основных форм права существуют и иные источники, значение которых зависит от особенностей конкретной правовой системы. Все большее значение на сегодняшний день приобретает такой источник права как нормативный договор.

Правовой обычай – это правило поведения исторические сложившееся в результате многократного повторения и санкционированное государством. Исторические первый. Особенность правового обычая в том, что для формирования обычая нужно время. Регулирует устоявшиеся отношения. Мало применим к новым отношениям. Вторая особенность в том что носит локальный характер т.е. действует в какой то местности.

Сфера их применения в нашей правовой системе не велика – это гражданское право - обычаи делового оборота, морское – обычаи портов; малочисленных народов.

Нормативный договор – т.е. соглашение между сторонами, устанавливающее общее правило поведения. Используется в международном праве, в трудовом, в конституционном.

Судебный прецедент – это решения суда по конкретному делу являющееся обязательным при рассмотрении аналогичных дел. Та часть решения, которая содержит норм – источник; Это решения высших судов – верховных, кассационных, апелляционных.. Особенность то что нормы здесь очень конкретные, степень абстрактности норм не велика. Незначительное изменение может потребовать новую норму. Много источников – прецедентов. Особенность то что они существуют вне времени. Современные дела могут разрешатся на основе старых прецедентов. Этот источник права распространен в англо-американской правовой системе.

В РФ вопрос спорный. Одни полагают что его нет, другие что он нам нужен, что он фактически есть и его надо закрепить. У нас формально прецедент не является источником права в нашей правовой системе т.к. суды не ссылаются на решения судов по другим делам. А фактически – лежат в основе иных судебных решений. Если пройдет то его отменят. Надо следовать практике. Формально не источник. Фактически присутствует. Мнение что менять не надо все и так хорошо. Опасность прецедента в том что он делает судью законодателем, дает отступать от законов.

Общие принципы права представляют собой отправные исходные начала правовой системы. И в странах континентального и общего права при отсутствии нормы, прецедента или обычая возможна ссылка на принципы справедливости, доброй совести, социальной направленности права. К общим принципам в праве относятся, например, такие положения, как "специальный закон отменяет действие общего закона", "позднейшим законом отменяется более ранний" и т.д. Этот вид источников, очевидно, будет приобретать все большее значение в условиях правового социального государства. Не все авторы рассматривают данные юридические явления в качестве источников права. Однако большинство исследователей называют в числе источников общепризнанные нормы и принципы международного права. При сближении национального законодательства и международного права, что имеет место на сегодняшний момент, можно утверждать, что принципы национальных правовых систем в целом совпадают с общепризнанными принципами международного права. Не вдаваясь в теоретические споры, необходимо подчеркнуть несомненное направляющее и регулирующее воздействие принципов права, чем и определяется их роль в системе права и связь с другими правовыми явлениями.

Идеи и доктрины. Мнения ведущих ученых-юристов в большинстве правовых систем не образуют право в общем смысле слова. Однако роль доктрины важна в совершенствовании законодательства, в создании правовых понятий и в методологии толкования законов. В романо-германской правовой семье основные принципы права были выработаны именно в университетских стенах. Однако в историческом развитии права доктрина воспринималась как источник права. Например, в англоязычных странах судьи нередко обосновывают решения ссылками на труды английских ученых. Заключения древних юристов, знатоков ислама, имеют официальное значение в мусульманском праве.

Религиозные тексты. Наиболее характерны как источники для мусульманского права, которое в целом имеет религиозную основу. Этими источниками являются прежде всего Коран (собрание поучений и заповедей Аллаха) и Сунны (жизнеописание пророка Мухамеда).

В историческом развитии права в качестве источников также выступали публичные выступления юристов-ораторов, сочинения юристов и их комментарии к законам в Древнем Риме.

В Российской Федерации действующими источниками права являются нормативно-правовой акт, нормативный договор и правовой обычай. Судебные прецеденты официальными источниками права в нашей стране не являются.

Вопрос 41. Правовые акты в правовой системе.

Правовая система – включает основные правовые явления, другие как совокупность всех правовых явлений образующих правовую действительность общества. Элемент правовой системы – это явления права, т.е. то или иное проявление права во вне (то что в обществе есть правового). Проявления многообразны то и правовая система сложное образование.

Правовые акты – это официальные документы компетентных государственных органов, направленные на достижение каких-либо юридических последствий.

Все правовые акты обладают рядом общих признаков:

– Обладают государственно-властным характером, т.е. исходят от государства, связаны с его властными полномочиями; из этого основного признака вытекают все остальные характеристики правовых актов;

– Являются обязательными для исполнения лицами, к которым они адресованы;

– Влекут юридические последствия, т.е. влияют на права и обязанности субъектов;

– Поддерживаются силой государственного принуждения.

Все правовые акты в зависимости о направленности действия, т.е. от порождаемых юридических последствий, делятся на три группы:

- Нормативно-правовые акты (НПА) – направлены на установление, изменение или отмену норм права;

- Акты толкования (интерпретационные) – направлены на разъяснение норм права;

- Акты применения права (индивидуально-правовые) – направлены на реализацию предписаний правовых норм.

Все правовые акты отличаются друг от друга

– по содержанию,

– по степени общности,

– по времени действия.

Степень общности правовых актов включает в себя два критерия их разграничения: субъектный, показывающий круг лиц, являющихся адресатами данного правового акта; ситуационный, показывающий, на какие ситуации, на какие виды общественных отношений распространяется действие данного правового акта. Все указанные различия можно для наглядности представить в виде таблицы.

Вопрос 42. Система источников права РФ.

Система источников – это определенная совокупность источников права которые образуют систему источников права РФ.

Виды: Нормативно-правовой акт. Во всех правовых системах это акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа и содержащий нормы права. Он рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Как источник права обладает рядом преимуществ, на которых мы подробнее остановимся ниже. Основным видом нормативно-правового акта является закон, который и рассматривается в качестве ведущего источника права.

Помимо основных форм права существуют и иные источники, значение которых зависит от особенностей конкретной правовой системы. Все большее значение на сегодняшний день приобретает такой источник права как нормативный договор.

Правовой обычай – это правило поведения исторические сложившееся в результате многократного повторения и санкционированное государством. Исторические первый. Особенность правового обычая в том, что для формирования обычая нужно время. Регулирует устоявшиеся отношения. Мало применим к новым отношениям. Вторая особенность в том что носит локальный характер т.е. действует в какой то местности.

Сфера их применения в нашей правовой системе не велика – это гражданское право - обычаи делового оборота, морское – обычаи портов; малочисленных народов.

Нормативный договор – т.е. соглашение между сторонами, устанавливающее общее правило поведения. Используется в международном праве, в трудовом, в конституционном.

У нас правовой обычай, нормативный договор и нормативный акт.

Вопрос 43. Закон как источник права. Способы обеспечения верховенства закона.

Закон – это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.

Законы обладают всеми признаками нормативных актов и правовых актов. Помимо этого, законы обладают рядом специфических признаков, обусловливающих их особую юридическую природу.

Признаки закона.

1) Закон является разновидностью нормативно-правовых актов, следовательно, обладает всеми признаками нормативных актов, равно как и правовых актов в целом.

2) Первичный характер закона означает, что он исходит от представительного правотворческого органа, следовательно, в той или иной мере выражает волю народа. Поэтому закон является первичным по отношению ко всем иным нормативным актам, равно как и ко всем прочим правовым актам; все прочие акты производны от закона, издаются на его основе. Первичный характер закона означает его "самодостаточность", ему не нужны иные основания для функционирования, наоборот, он сам является основанием для всех иных актов и всей юридической деятельности в государстве.

3) Высшая юридическая сила – важнейший признак закона. Высшая юридическая сила законаозначает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, во исполнение закона; в-третьих, не могут противоречить закону.

4) Законы принимаются в особом порядке, подробно регламентированном конституцией и законодательными актами. Соблюдение процедуры принятия закона – необходимое условие их юридической силы, малейшее нарушение этой процедуры ведет к юридической ничтожности принятого акта. Порядок принятия закона отличается усложненностью, чем законотворчество отличается от иных видов правотворчества.

5) Законы принимаются высшими представительными (законодательными) органами государства, только эти органы обладают правом принимать законы. Этот порядок должен подчеркнуть значимость закона, его особую роль и место в системе правовых актов.

6) Закон должен регулировать важнейшие общественные отношения. Все изменчивое, преходящее, не имеющее конституирующего значения должно отражаться не в законе, а в подзаконных актах. К важнейшим общественным отношениям относятся прежде всего взаимодействие граждан и органов государства, полномочия государственных органов, их классификация и т.д.

Закон призван быть ведущим источником права в правовом государстве. Особые свойства закона позволяют ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа. Именно эти свойства и обусловливают особую роль закона в системе нормативных актов. Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного и государственного устройства. Правовые законы составляют основу правового государства. Поэтому столь важно добиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства, сделать закон действительно ведущим, основным источником права.

Верховенство законапроявляется в том, что законы имеют высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам. Этот принцип понимается как подчиненность закону и всех нормативных актов, и всех актов реализации права (применения, соблюдения, исполнения и использования), и всех иных объектов. Только в этих условиях принцип верхо­венства закона становится универсальным, пронизывающим всю ткань общества.

Вопрос 44. Прецедент в российской правовой системе.

Судебный прецедент – это решения суда по конкретному делу являющееся обязательным при рассмотрении аналогичных дел. Та часть решения, которая содержит норм – источник; Это решения высших судов – верховных, кассационных, апелляционных.. Особенность то что нормы здесь очень конкретные, степень абстрактности норм не велика. Незначительное изменение может потребовать новую норму. Много источников – прецедентов. Особенность то что они существуют вне времени. Современные дела могут разрешатся на основе старых прецедентов. Этот источник права распространен в англо-американской правовой системе.

В РФ вопрос спорный. Одни полагают что его нет, другие что он нам нужен, что он фактически есть и его надо закрепить. У нас формально прецедент не является источником права в нашей правовой системе т.к. суды не ссылаются на решения судов по другим делам. А фактически – лежат в основе иных судебных решений. Если пройдет то его отменят. Надо следовать практике. Формально не источник. Фактически присутствует. Мнение что менять не надо все и так хорошо. Опасность прецедента в том что он делает судью законодателем, дает отступать от законов.

Сила прецедента зависит от положения суда в иерархии.

Даже сейчас встречаются дела, для которых не находится прецедента. Это дела, разрешаемые "по первому впечатлению". Судья здесь действует в соответствии с общими принципами и создает прецедент, т.е. "творит право", а не просто применяет его.

Признание прецедента источником права дает возможность суду выполнять правотворческие функции как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии. Этот постулат характерен для всей системы общего права.

Вопрос 45. Проблемы систематизации российского законодательства.

Проблема систематизации нормативных актов. В нашей правовой системе множество нормативных актов. Есть акты СССР и т.д. противоречащие друг другу. Есть формально не отмененные и уже не действующие. Трудно найти акт, определить действует он или нет. Систематизация нормативных актов – это деятельность по упорядочению нормативных актов, приведению их в единую стройную систему для удобства их использования и применения.

Власти занимаются систематизацией недостаточно. Они нацелены сейчас на кодификацию. Создание свода законов по Указу Президента. Это акт официальной тематической инкорпорации, представляющий собой издание всех нормативных актов, предусмотренных схемой свода, действующих на определенную дату.

Смысл не в том чтобы все издать, а в процессе подготовки законодательство упорядочивается. Отменяются устаревшие акты и т.д. В истории в 19 веке свод законов Империи и Союза СССР было 2 за всю историю. Сложность издания определяется трудоемкостью, дорого стоит, много актов, политические факторы. Дума не приняла закон о своде. Был как текущий акт. Сейчас не нужен т.к. на компах все есть.

Проблема что все эти системы не полные, опасность того что что-то можно пропустить. Иногда акта в системе не оказывается.

Другая проблема что эти справочные правовые системы не официальны, надо быть бдительным к содержанию. Если взять ФЗ у них 3 источника опубликования и у каждого свои расхождения. Низкие темпы работ по систематизации законодательства.

Вопрос 46. Система права: понятие и структура.

Свойство права – системность, у него множество проявлений. Образуется система права – это объективно существующее, внутреннее строение права, выражающееся в разделении единого права на отрасли и институты права, взаимосвязанные и разграниченные между собой.

Характеризуется с одной стороны единством составляющих ее элементов, с другой их дифференциацией. Для системы права характерно единство, согласованность, непротиворечивость составляющих ее элементов. Единство определяется тем что норма права регулирует отношения одного и того же общества; определяется тем что за этими нормами стоит единая государственная воля. Проявляется в том что эти нормы построены на одних и тех же принципах, с использованием единой терминологии, единых правил юридической техники. Единство в том что общие нормы конкретизируются в специальных (например конституцион нормы конкретизируются в отраслевом законодат-ве). Единство что действие или нарушение одних норм права влечет за собой действие других норм права. Это единство норм очень важно для нормального правового регулирования. Без этого не будет действовать принцип законности, правосознание.

С другой стороны в любой системе мы обнаружим нормы не действующие, противоречивые. Есть факторы поддерживающие единство и есть другие которые его подрывают. Среди них отметим неравномерное развитие общественных отношений. Наличие различных интересов в обществе. Есть и субъективные факторы – невнимательность законодателя. Нарушение правил юр техники. Низкие темпы работ по систематизации законодательства.

Дифференциация. Первичный элемент системы это норма права. Система права это система норм права. А основные подразделения системы это Отрасль права – это относительно самостоятельная, юридически своеобразная группа норм права регулирующих определенную разновидность общественных отношений своим особым методом. Отрасли права делятся на институты. Правовой институт – это группа норм права регулирующих какую-либо разновидность общественных отношений в рамках (внутри) отрасли права.

Выделяют иные подразделения в системе – Подотрасли, - Субинституты, - Комплексные институты права. Обнаруживают образования более крупные чем отрасли: - Семьи отраслей; - Фундаментальная отрасль и примыкающие к ней процессуальные и обычные отрасли (семьи отраслей); Три семьи отраслей и три фундаментальные отрасли – Административное, Гражданское, Уголовное.

Более крупное деление: - Частное право; - Публичное право.

Отметим объективный характер системы права, т.е. независящий от субъекта. В большей мере носит объек.х-р. Система права объективна т.к. она исторически складывается в каждом обществе, отражает существующие в данном обществе отношения. Система права не выдумана учеными, это реально существующее образование. Конечно испытывает влияние со стороны законодателя и юр. науки. Самый дискуссионный вопрос (2000г последняя). Т.к. вопрос о сист.пр-ва имеет практическое значение. Законодательная д-ть строится по отраслевому принц-пу. Выделение средств по отраслевому принц-пу.

Сис.пр-ва разные точки зрения. Одни – что ее нет, а есть система законодательства, Другие – что ей достаточно 2х отраслей частного и публичного. Выделяют различные дополнит критерии для выделения отраслей в сист.пр-ва. Наряду с традиционным предметом и методом, называют принципы, цели регулирования и т.д.

Сист.пр-ва явление меняющееся, развивается, отражает изменения в обществе.

Вопрос 47. Развитие системы российского законодательства.

Можно выделить следующие:

1) Исчезновение некоторых отраслей и институтов (колхозное право).

2) Появление новых отраслей права, главным образом комплексного характера (банковское право с появлением коммерческих банков).

3) Стремление обнаружить, обосновать множество новых отраслей которые на самом деле таковыми не являются (предпринимательское право – гражд и адм).

4) Постепенно складывающееся деление права РФ на частное и публичное. (Во время СССР такое деление отвергалось, не было частной собственности и т.д).

Гражданское общество необходимо для того чтобы появилось нормальное частное право и публичное.

5) Возрастание роли процессуальных отраслей. Растет по мере того как судебная власть формируется в качестве независимой и самостоятельной ветви власти.

Вопрос 48. Понятие правоотношения. Соотношение норм права и правоотношений.

Правоотношение – это индивидуальная связь между лицами, характеризуемая наличием взаимных субъективных права и юридических обязанностей и поддерживаемая государством.

Иногда определяют как общественные отношения урегулированные нормами права (нормативная концепция). Среди признаков правоотношений отмечают: 1) Возникает на основе норм права. В социологической – правоотношения возникают раньше нормы и могут существовать независимо от наличия норм. Есть разные виды: 1) одни могут возникать только на основе норм права, если нет закона то они не возникнут. Налоговые отношения, процессуальные, там где есть власть. 2) отношения существующие в обществе. Возникают в деятельности людей, права и обязанности субъектов определены договором. Возникают независимо от закона.

Проблема что раньше возникло. Тоже самое что курица и яйцо. Если нормы то даем власти вмешиваться в отношения.

Проблема возможности существования субъективных прав помимо правоотношений. Одни – что конституционные права могут существовать вне конкретных отношений т.к. такие права есть у всех и их нельзя нарушать. Другие – что все субъектив права существуют только в рамках правоотношений. Конструируют общие регулятивные правоотношения наряду с абсолютными правоотношениями.

Проблема. Касается того как рассматривать правоотношение. Является ли оно средством правового регулирования или результатом правового регулирования. Можно рассматривать в зависимости от ситуации - как средство. Выделяя его функции в процессе правового регулирования. Можем рассматривать и как результат. Это отношение урегулированное правом т.е. правоотношение.

С точки зрения нормативного подхода к правопониманию нормы права носят первичный характер, являются предпосылкой возникновения правоотношения. Нормы права представляют собой общие правила, модели поведения, которые конкретизируются в правоотношениях.

С точки зрения социологического подхода их соотношение выглядит следующим образом: первоначально возникают определенные отношения, их замечает законодатель, на их основе создаются нормы права, которые в свою очередь порождают правоотношения.

Однако в любом случае очевидно одно: нельзя понять сущность правоотношения вне связи с правовой нормой и наоборот.

Соотношение правовых норм и правовых отношений проявляется в следующих связях:

1) Правовое отношение возникает и функционирует только на основе норм права. Правовое отношение имеется лишь там, где есть предусматривающая его норма. Субъекты не могут сами, вопреки воле государства, устанавливать угодные им правоотношения – такие отношения официальная власть не будет охранять, следовательно, они не приобретут качество правовых.

2) Правоотношение есть форма реализации юридической нормы, способ претворения ее в жизнь. Правоотношение – это норма права в действии. Именно в правовом отношении проявляется эффективность правового предписания, достигается поставленная цель. Конечные цели их в принципе совпадают, они призваны урегулировать определенное общественное отношение, скоординировать взаимное поведение соответствующих физических и юридических лиц.

3) Норма права и правоотношение являются составными частями (элементами) единого механизма правового регулирования. В рамках МПР они выполняют, помимо специфических, некоторые общие функции. Они являются главными компонентами МПР, без которых указанный механизм попросту не мог бы работать.

4) Норма права в своей гипотезе указывает на условия возникновения правоотношения, в диспозиции – на права и обязанности его субъектов, в санкции – на возможные последствия нарушения нормы и существующего на ее основе правоотношения. Норма права содержит в себе модель реального общественного отношения, а значит, и правоотношения как его юридической формы.

Вопрос 49. Субъективное право и юридическая обязанность.

Различают материальное и юридическое содержание правоотношения. Под материальным содержанием правоотношения понимается фактическое поведение его участников. Под юридическим содержанием понимаются взаимные субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения.

Субъективное право – это закрепленная за управомоченным субъектом в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения лица в правоотношении, обеспеченная обязанностями других лиц и гарантированная государством.

Признаки субъективного права: 1)субъективное право закрепляется в диспозиции правовой нормы; 2) представляет собой возможное поведение лица (т.е. этим правом можно воспользоваться, а можно и отказаться); 3) представляет собой меру возможного поведения; это означает, что субъективные права ограничены интересами других лиц и нормами объективного права; 4) обеспечивается юридическими обязанностями других лиц; 5) осуществляется в интересах управомоченного лица (т.е. того, кому принадлежит субъективное право).

С точки зрения своего состава субъективное право состоит из определенных правомочий, т.е. конкретных юридических возможностей. Субъективное право может состоять из одного или нескольких правомочий.

Состав субъективного права (виды правомочий): 1) право на собственные действия, или право действовать; 2) право на чужие действия, т.е. право требовать от других лиц исполнения юридических обязанностей; 3) правопритязание, т.е. право обратиться к компетентному государственному органу за защитой нарушенного права.

Юридическая обязанность – это предписанная нормами права обязанному лицу мера должного поведения в правоотношении, направленная на удовлетворение интересов управомоченного лица.

Признаки юридической обязанности: 1)представляет собой должное поведение, т.е. необходимый вариант поведения, отказаться от которого нельзя; 2) представляет собой меру должного поведения, т.е. ограничены рамками, установленными нормами права; 3) выполняется в интересах управомоченного лица; 4) ее исполнение обеспечивается государственным принуждением, т.е. в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения обязанности наступает юридическая ответственность.

Состав (виды) юридической обязанности: 1) обязанность действовать, т.е. обязанность совершить активные положительные действия в пользу управомоченного лица; 2) обязанность воздержаться от совершения определенных действий; 3) обязанность отвечать за свои действия, т.е. обязанность претерпеть меры государственного принуждения.

Субъективные права и юридические обязанности носят корреспондирующий характер, т.е. взаимно соответствуют друг другу. Каждое правомочие обеспечивается определенным видом юридической обязанности, они объективно связаны между собой. Так, праву на собственные действия соответствует обязанность воздерживаться от определенных действий; праву на чужие действия соответствует обязанность совершить активные положительные действия в пользу управомоченного лица; праву притязания соответствует обязанность отвечать за содеянное. При этом первые две связи носят непосредственный характер, а третья связь имеет опосредованный характер, т.е. осуществляется через вмешательство третьего лица – государства.

Вопрос 50. Проблемы реализации права. Начинается с правотворчества.

Реализация права – это воплощение предписаний правовых норм в жизнь в фактической деятельности субъекта. Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, т.е. таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям. В одном случае – это активные положительные действия (использование права или исполнение обязанности); в другом – это бездействие субъектов (воздержание от совершения неправомерных действий). Следовательно, правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, а противоправное – нарушает ее.

Прежде всего в зависимости от юридического положения правореализующего субъекта выделяют два вида реализации права:

§ Простая (непосредственная) реализация – осуществляется физическими и юридическими лицами без вмешательства государственных органов;

§ Сложная (правоприменительная) реализация – осуществляется в виде государственно-властной деятельности компетентных государственных органов и сопровождается вынесением акта применения права.

Непосредственная реализация права в свою очередь подразделяется на три формы(в зависимости от правореализующих действий и виду реализуемых юридических норм):

- Использование норм права – состоит в реализации субъективных прав, т.е. в осуществлении субъектами своих прав, предусмотренных управомочивающими нормами права;

- Исполнение норм права – состоит в реализации юридических обязанностей, т.е. в обязательном совершении активных положительных действий, предусмотренных обязывающими нормами права;

- Соблюдение норм права – состоит в реализации юридических запретов, т.е. обязанностей пассивного типа, когда лицо воздерживается от совершения действий, предусмотренных запрещающими нормами права.

Нормы права могут быть реализованы

§ вне правоотношений,

§ посредством создания (изменения или прекращения) правоотношений.

Вне правоотношений реализация права может осуществляться в виде воздержании от действий, запрещенных правом (хищение, хулиганство и т.д.). правовой запрет осуществляется в повседневной жизни, когда субъекты не совершают поступков, относительно которых в праве имеется соответствующее запрещение, воздерживаются от неправомерного поведения, сообразуя тем самым свои поступки с требованиями правовых норм. В большинстве случаев соблюдение запретов происходит незаметно, обычно не фиксировано. Именно поэтому его юридический характер ярко не проявляется.

Специфика этой формы реализации в том, что все правореализующие действия прямо исходят из нормативного акта и не вызывают никаких юридически значимых последствий.

Реализация права посредством правоотношений, в свою очередь (в зависимости от правового положения субъектов), может быть подразделена на две группы:

§ гражданско-правовая форма – в этом случае правоотношения возникают между субъектами, находящимися в равном положении, не подчиненными друг другу. Сторонами таких правоотношений являются граждане, частные фирмы, кооперативы, общественные организации, которые заключат различного рода договоры, сделки (заем, наем квартиры, завещание), а также государственные организации, однако не в качестве органов, наделенных властными полномочиями, а как участвующие в хозяйственном обороте юридические лица. В данном случае они, выполняя хозяйственные функции, находятся в равном юридическом положении с теми лицами и организациями, которые вступают с ними в правоотношения, заключают с ними договоры (например, договоры аренды, поставки промышленной продукции).

§ административно-правовая форма – в этом случае правоотношения возникают между субъектами, где одна сторона имеет специальные властные полномочия, т.е. стороны находятся в юридически неравном, соподчиненном положении. В правоотношениях подобного рода участвует государственный орган или должностное лицо, а также любой другой орган по специальному уполномочию государства, в результате возникают отношения власти подчинения.

По субъектному составу выделяют следующие формы реализации права:

§ Индивидуальная форма (например, составление завещания, оплата проезда),

§ Коллективная форма (например, заключение коллективного договора между администрацией предприятия и трудовым коллективом).

По внешнему проявлению выделяются

§ активная форма (например, исполнение обязанности по уплате налогов, использование права заключить сделку);

§ пассивная форма (соблюдение всевозможных правовых запретов, когда требуется воздерживаться от определенных действий).

§ По методу воздействия выделяют

§ добровольное осуществление права

§ принудительное осуществление права.

Вопрос 51. Применение права как способ его реализации.

Применение права – это государственно-властная деятельность компетентных государственных органов (или иных лиц по специальному уполномочию государства), заключающаяся в вынесении индивидуальных конкретных предписаний, направленных на реализацию норм права.

Прежде всего применение права отличается от непосредственной реализации по субъекту – применение всегда осуществляется государственным органом, должностным лицом или иным субъектом по специальному уполномочию государственного органа.

Признаки применения права:

§ является государственно-властной деятельностью. Для государственно-властной деятельности характерно:

- категоричность велений,

- их односторонний характер,

- обеспеченность государственным принуждением;

§ субъектами правоприменительной деятельности являются компетентные государственные органы (судебные, правоохранительные, органы управления);

§ с точки зрения содержания применение права представляет собой деятельность, связанную с вынесением индивидуально-конкретных предписаний;

§ применение права носит процедурный характер, это процессуальная деятельность. Осуществляемая с специально установленных законом формах. Применение права – это особый вид государственной деятельности, он необходим не всегда. Государство соизмеряет сферы, где необходимо его вмешательство и где граждане самостоятельно осуществляют реализацию своих прав.

Обобщенно можно выделить несколько сфер, где применение права необходимо (случаи применения права):

§ когда необходимо установить контроль государства за установлением отношений, т.е. те ситуации, в которых субъективные права и юридические обязанности не могут возникнуть без вмешательства компетентного государственного органа (например, право на жилище не может реализоваться без выдачи ордера на данную жилплощадь; получение пенсии не может осуществляться без вынесения органом социальной защиты решения о назначении пенсии конкретному человеку и т.д.);

§ когда существует спор о праве, т.е. когда имеются препятствия к осуществлению субъективного права или отсутствует добровольное исполнение юридической обязанности (например, когда необходимо истребовать вещь из чужого незаконного владения либо когда разведенный супруг добровольно не выплачивает алименты на содержание ребенка);

§ когда необходимо применить меры юридической ответственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: