Новгородская школа

В 12-13в. Новгород превратился в богатую и сильную республику.

римером нового типа городского и монастырского храма служит храм Спаса Нереднцы, построенный князем Ярославом Всеволодовичем. Гладкие светлые стены были лишь немного оживлены немногочисленными окнами и простыми лопатками В интерьере храма Спаса Нередицы боковые нефы не играли значительной роли, все сосредоточивалось в центре. Для архитектуры 12в. характерны сравнительно небольшие, 1-главые, 4-столпные церкви. В постройках Новгорода присутствует простота, строгость.

В 13в. Новгород был одним из немногих городов, избежавших нападения татаро-монгольского ига. Храмы по прежнему возводятся по заказу бояр. Меняется техника кладки и материал, стены строятся из плохо отесанного камня, и лишь на сводах и окнах применяется кирпич.Из апсид сохраняется только одна. Промером является Цевровь Николы на Липне.

Во второй половине 14в. создается тип храмов, аналога которого нет нигде. Церковь Спасо-Преображения на Ильине ул. В Новгороде. Отличительная особенность – декор экстерьера,в котором новгородцы были всегда сдержаны.Фасад расчленяется лопатками и украшен кружками, бровками над окнами, орнаментальным поясом над окнами барабана.

28. Особенности московской архитектуры. Ансамбль Московского Кремля.

В 12 в. на Руси появился важный политический и культурный центр – Москва. В 1480г. при правлении Ивана 3 Русь окончательно освободилась от Татаро-монгольского ига. В связи с укреплением территорий встала задача создания нового архитектурного ансамбля Кремля, как символа России. В этот период в Москве работают и русские и иностранные мастера, развивается искусство не отдельных школ, как ранее, а общенациональное искусство.

В 1485-1496гг. Кремль был возведен заново, сохраняя план старого. Его стены представляют собой не только грозную крепость, но и архитектурный ансамбль.

Центром Кремля стала Соборная площадь с расположенными на ней Успенским собором (1475—79), Благовещенским собором (1484—89), Грановитой палатой (1487—91), Архангельским собором (1505—08) — (усыпальницей русских князей и царей) и колокольней Иван Великий.

Для строительства кремля приглашались иностранные архитекторы. Архитектору приглашенному из Италии - Аристотелю Фиораванти было поручено строить главный Успенский собор (1474-79) (по образу Владимирского.) Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. Имеет вытянутый план, 5-главый, по фасаду украшается аркатурно-колончатым поясом, одинаковыми по высоте закомарами. Во внутреннем пространстве отсутствуют хоры. Благодаря использованию круглых столбов и крестовых сводов интерьер превратился в высокий светлый зал. (отл. от Владимирского) В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий, но в 17в храм был расписан заново.

Строительство Благовещенского собора было поручено русским псковским мастерам Кривцову и Мышкину(до итальянцев они возводили успенский собор, но он был разрушен землетресением в 1474г.). Благовещенский собор является исключительно национальным творением русских мастеров в Кремле. Сначала глав было 3, но при Иване Грозном стало 9.Девятиглавие этого собора объясняется его посвящением именно празднику Благовещения: в русской церковной архитектуре девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных. В росписях присутствуют изображения Аристотеля, Сократа. Пол храма был выложен из ценных благородных камней - мрамора, агата, и яшмы, которая, говорят, была прислана царю Алексею Михайловичу персидским шахом. Собор был домовой церковью семьи и соединялся двором. Отсюда небольшие размеры.

Архангельский собор (1505-1508) был построен Итальянцем Алевизом. Оформлен в духе ренессансной архитектуры. Его облик отличается от других храмов. Закомары отделены от стен антаблементом и украшены резными раковинами. В интерьере храм сохраняет русские традиции. Храм служит усыпальницей князей.

Грановитая палата построена итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.

В декоре сказались ренессансные черты. Фасад облицован граненным камнем (отсюда и название).

Внутри на 2 этаже главный зал перекрыт крестовыми сводами опирающиеся на стоящий в центре столп. Было сделано по типу монастырских трапезных.

Кремль стал образцом для многих крепостей 16в. Московская архитектура стала общерусским явлением несмотря на возведения храмов итальянскими зодчими, она не потеряла свои исконно русские черты.

В 16в. появился новый тип шатрового храма(пример – церковь Вознесения в Коломенском) – выполнен из нескольких объемов – 4ник, на нем 8ник, переход между ними плавный из за нескольких рядов кокошников, и завершает композицию шатер с крестом. Главная выразительность храмов в экстерьере. Ставили такие церкви в честь какого то события. Такая церковь явилась образцом для храма Покрова на рву (Василия Блаженного) был построен в 1555—60 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани. Архитекторами были Барма и Постник. Храм состоит из 9 объемов, центральный увенчан Шатром, вокруг него по осям и диагоналям расположены 8 остальных храмов, разных высот. Нарядный вид придают собору множество украшений, построен из красного кирпича с белокаменными деталями, Луковичнвые главы появились в конце 16в., многоцветная роспись в 17-18в. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.

В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469—1552), мощи которого находились на месте постройки собора. В 1670-х годах построена шатровая колокольня.

(Закомара – полукруглое завершение станы, кокошник – ложные закомара)

29. Зодчество и живопись русского барокко ХVII в.

В 17 столетии, после изгнания иноземцев древнерусская архитектура переживает новый подъем. Московский Кремль становится символом величия Руси. На основе московского зодчества создается общерусская архитектура. Для храмов 17в. была характерна асимметричная планировка, обилие декора на фасадах(например оконных проемов, сочетание штукатурки с кирпичной кладкой, золочение), сложные формы.

В 30-е г. в Кремле построен Теремной дворец.. Это первые каменные покои в царском дворце. Этот пятиэтажный дворец был необычайно крупным и монументальным для того времени. Интерьеры, построены по анфиладному(один зал из другого) принципу и богато украшены. Роспись помещений Теремного дворца проводилась под руководством С. Ф. Ушакова.

К 40-м годам архитектурная форма усложняется, декор покрывает все здание, что оно читается с трудом. Постепенно теряет смысл шатровое зодчество, появляются 3-5 одинаковых по высоте шатров, исчезает вертикальность и целостность постройки. Однако шатровые храмы остаются быть популярными, (Ново-Иерусалимский монастырь в Истре, прототип Иерусалимского храма, Центральная ротонда заканчивается шатром).

В 90-е годы появляется новый стиль, именуемый «нарышкинское барокко»(в честь боярского рода Нарышкинких, в чьих имениях применен новый стиль)

Для н.б. характерны Центричность и ярусность, симметрия и равновесие масс, усложнение архитектурной формы, сложные конструкции, обилие декора, полихромность. Все эти черты уже были известны ранее, но в этом стиле сложились в определённую систему. Храмы возводились на деньги купцов, и они увековечивали свои имена постройкой храмов.

Ярким примером «московского барокко» является церковь Покрова в Филях. (храм Нарышкина) – ажурная, изящная, колонки на ребрах граней и обрамление дверей и окон подчеркивают вертикальность сооружения.

Церковь Троицы в Троице-Лыкове, 1698—1704 гг.), которым свойственны симметричность композиции, логичность соотношений масс и размещения пышного белокаменного декора, в котором свободно истолкованный ордер, заимствованный из западноевропейской архитектуры

Для нарышкинского стиля также характерна двуцветность сочетания красного кирпича и белого камня.

Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем (петровским барокко), возводимого в европейском духе.

В живописи на рубеже 16-17в. появляются 2 школы – годуновская (основные заказы Бориса Годунова) и Строгановская школа(по заказу строгановых).

Годуновская школа страмилась следовать монументальным образам Рублева и Дионисия

Хаар-ные черты: каноничность, многофигурные сцены, фигуры в разнообразных позах.

Строгановская икона – небольшая, не столько представляла ценность как икона, сколько была драгоценной миниатюрой, рассчитанная на ценителей искусства. Хаар-ные черты: богатство орнамента, обилие золота или серебра, мелкие делали, лирические, поэтические образы, сказочный пейзаж.

Раскол в церкви в17в. повлиял на иконографию. Произошел разрыв с древнерусской иконописной традицией. Стала выделятся художественная, эстетическая сторона иконы. Сторонником этой новой тенденции стал живописец Симон Ушаков(1626-1686). В своих работах стремился избавится от канонов изображения иконописания. Появляется объем, правильная перспектива, правильные черты лица, прорабатывается тон кожи. (любимые темы -Троица, Спас Нерукотворный,)

Во Фресковой живописи росписи становятся иными. Фрески покрывают стены, столбы, одним сплошным узором. Орнамент покрывает архитектуру, фигуры людей, одежды.

Характерны 2 отличительные особенностей фресковой росписи:

1-я - Декоративизм, 2-я - интерес к человеку, акцент на красоте природы.

Предвесником искусства будущей эпохи становится портретный жанр. 1 портрет – парсуна изображение Ивана 4, князя Скопина-Шуйского. Они еще близки к иконе, но есть определенное портретное сходство, попытка передачи светотени. Некоторые парсуны были исполнены иностранными художниками.


30. Архитектура русского барокко ХVIII в.Творчество В.В.Растрелли.

Русское барокко зародилось в 17в. и получило название «нарышкинское барокко».

В начале 18в. в судьбе России произошел значительный перелом, когда Петр 1 открыл окно в Европу. Это должно было вывести страну из политической и экономической замкнутости. Это повлияло на искусство.

В 1712г. Санкт-Пересбург стал новой столицей Русского государства. Все силы государства были брошены на строительство нового города. За границу для обучения «архитектуре» посылали способных молодых людей. Были приглашены архитекторы из стран Западной Европы. Возник монолитный, органичный сплав русского и зарубежного начал архитектурных стилей.

Образ Петербурга создавал Доменико Трезини – он построил Петропавловскую крепость – доминанта столицы. Постройки получали светский характер.

В петровское время первостепенное внимание уделялось строительству частных жилых домов.. Дворцовые здания имели весьма ограниченные размеры

Архитектура второй половины 20-х, 30-х годов следовала установившимся приемам предыдущего времени, но в ней стали появляться и некоторые новые признаки, и прежде всего несколько усиливаться декоративное начало, в том числе в убранстве интерьеров.

Зрелое барокко отличалось от западного наиболее ярко выраженного — итальянского, структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих ее элементов. Другой отличительной особенностью русского барокко был его мажорный характер, активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение.

Барокко, тяготевший к созданию героизированных образов, к прославлению могущества Российской империи, наиболее ярко проявился в середине XVIII века в архитектурных сооружениях Ф. Б. Растрелли. По его проектам созданы величественные дворцовые ансамбли в Петербурге (Зимний, 1754—1762; Строгановский дворец, 1752—1754) и в Петергофе (1746—1775), в Царском Селе (Екатерининский дворец, 1747—1757).

Никто из архитекторов тех времен не владел такой удивительной фантазией, таким блестящим талантом в создании могучих архитектурных симфоний, как Растрелли.

В своих сооружениях никогда не прибегал к усложненным контурам и очертаниям стен в плане, никогда не допускал разрывов или несоответствий внешних и внутренних объемов. Планы помещений в зданиях Растрелли почти всегда имеют очертания прямоугольника.

В 1747-52 Растрелли работал над постройкой Большого дворца в Петергофе (см. Петродворец). Сохранив основную композицию дворца петровской эпохи, Растрелли расширил его среднюю часть, пристроил к его торцам выделяющиеся изяществом пропорций, выразительностью силуэта и праздничной декоративностью облика дворцовую церковь и "корпус под гербом", заново создал все интерьеры. Для пышных и праздничных интерьеров Растрелли характерны яркая полихромия, изобилие декора: отражения в многочисленных зеркалах, мерцающая позолота деревянной резьбы, узор паркетов, роспись плафонов, картуши, раковины, сверкая и переливаясь, создавали полный великолепия фон для дворцовых церемоний.

В период строительства дворцов М. И. Воронцова (1749-57) и С. Г. Строганова (1752-54) в Петербурге завершилось формирование зрелого стиля Растрелли. Членения фасадов и трактовка стены приобретают в постройках Растрелли необычайную пластичность. Растрелли широко пользуется наружными колоннами; собранные парами и пучками, то направляясь к центру, то группируясь вокруг главных композиционных узлов здания, они не играют прямой конструктивной роли и приобретают характер тектонического декора. Растрелли перестроил также Большой (Екатерининский) дворец (1752-57) в Царском Селе (см. Пушкин). Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру - Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, полихромия фасадов придают зданию эмоционально-насыщенный, праздничный и торжественный облик. Ликующей мощью и величием проникнуты и две поздние постройки Растрелли - Смольный монастырь (1748-54) и Зимний дворец (1754-62) в Петербурге, которые он задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли.

31. Русская живопись XVIII века (Д.Г.Левицкий, Ф.С.Рокотов, В.Л.Боровиковский).

Начало XVIII века - период рождения русской живописи. Реформа государственного управления, усиление светской власти, реформа в области просвещения очень плодотворно сказались на развитии искусства и литературы. Классическое древнерусское искуство уходит в прошлое. Иконопись разделяется с живописью. Петр I посылает обучаться за границу многих будующих русских живописцев.

Уже в первой половине XVIII столетия русское изобразительное искусство сделало огромные успехи. Во всех областях искусства — в живописи, скульптуре, архитектуре и графике — росло профессиональное мастерство художников, создававших яркие и оригинальные произведения.

Петр 1 способствовал созданию первой русской Академии художеств(1757).В течение 18в. она была единственным в России высшим художественным заведением. Академия вырастила множего талантливыс архитекторов, скульпторов и живописцев. Основой образования было изучение мастеров прошлого, античности. Ведущим направлением Академии стал классицизм, он был основан на принципах европейского классицизма, но имел свои черты. Русские художники изучали античные и ренессансные композиционные приемы и пересматривали их применительно к национальным традициям. Русский классицизм менее официален.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: