Дорожная одежда – это слоистая система, предназначенная для перераспределения давления от транспортной нагрузки и ее снижения на грунт земляного полотна до допускаемых уровней в пределах расчетного срока эксплуатации.
В конструкции дорожной одежды выделяют 3 группы слоев:
1. Покрытие. Предназначено для непосредственного восприятия действия транспортной нагрузки и погодно-климатических факторов, а также распределения нагрузки и передачу ее на основание.
Верхний слой – слой износа, периодически возобновляется.
Для одно- и двухслойных покрытий – традиционная схема, для трехслойного покрытия – другая.
2. Основание. Может быть одно- или двухслойным. Верхний слой устраивают из укрепленных материалов, т.е. содержащих вяжущее. Нижний слой может быть неукрепленным.
3. Дополнительный слой основания (подстилающий слой).
Основание и подстилающий слой предназначены для дальнейшего перераспределения транспортной нагрузки и доведения давления на грунт до допустимых параметров.
|
|
Подстилающий слой выполняет также функцию дренирующего и морозозащитного слоев.
Дренирующий слой отводит воду от верхней части земляного полотна и тем самым повышает его прочность.
Морозозащитный слой способствует предотвращению пучин. Устраивается из песка с коэффициентом фильтрации Кф>1м/сут, поскольку дренирование и защита от пучинообразования требуется не всегда, этот дополнительный слой может отсутствовать в зависимости от вида грунтов земляного полотна.
В зависимости от вида материала покрытия и принятой методики расчета дорожные одежды делятся на жесткие и нежесткие (типы).
1. Покрытия жестких дорожных одежд устраивают из цементобетона и его разновидностей. Покрытие может быть монолитным и сборным.
Рассчитывают жесткие дорожные одежды как плиты конечных размеров на упругом основании.
2. К нежестким дорожным одеждам относятся все остальные. Нежесткие дорожные одежды рассчитываются как слоистая система бесконечных размеров на упругом основании.
В зависимости от вида материала покрытия, его качеств и сроков службы выделяют 4 типа дорожной одежды:
1. дорожная одежда с усовершенствованным капитальным типом покрытия (к ним относятся жесткие дорожные одежды, покрытия из горячего асфальтобетона марки 1 и 2, щебеночно-мастичного и литого асфальтобетона; срок службы 9-15 лет);
2. дорожная одежда с усовершенствованным облегченным типом покрытий (из горячего асфальтобетона марки 3, из теплого и холодного асфальтобетона; срок службы 4-10 лет);
3. дорожная одежда переходного типа имеет покрытие из щебеночной или песчано-гравийной смесей; срок службы 2-6 лет;
4. дорожная одежда низшего типа имеет покрытие из грунтов, укрепленных вяжущим, может иметь добавки щебня или другие структурно-улучшающие добавки.