1) Общие положения конструкции и расчета
Д.о.включает три слоя – покрытие, основание, дополнительный слой и грунт з.п. покрятие и основание может быть одно- и двухслойным.
Верхний слой предназначен для восприятия нагрузок от колес судов, воздействия погодно-климатических условий, теплового воздействия, газовоздушных струй двигателя и механической борьбы с гололедом.
Нижний слой (основание) обеспечивает перераспределение нагрузки и снижения давления на грунт з.п.
Дополнительный слой предназначен для дальнейшего перераспределения нагрузок и выполнения функций дренирующего морозоустойчивого слоя.
Обычно проектируются в нулевых отметках, поэтому для отвода воды устраиваются водоотводные системы и дренажи (как городские улицы).
По видам покрытия могут быть жесткого и нежесткого типов. Жесткие – бетон, армобетон, ж/б, а/б на цементном основании; нежесткие – а/б покрытие, укладываемое на укрепленное и неукрепленное основание.
Основная особенность расчета д.о.аэродромов состоит в интерпретации расчетной нагрузки. Нагрузка на поверхность передается через шасси самолета, которая может включать 1-12 колес на одной опоре.
|
|
2) Конструкция и расчет жестких аэродромных д.о.
Конструкция жестких д.о. включает 3 слоя. Покрытие также имеет деформационные швы сжатия, расширения, коробления. Швы конструируются и нарезаются по расчету.
Толщину бетонных покрытий определяют расчетом, но не менее 16см. Расчет жестких аэродромных д.о.ведут по следующим критериям:
-бетон и армобетон рассчитывают по критерию прочности
-ж/б с ненапряженной арматурой рассчитывают на прочность, критерий трещиностойкости, давление на грунт основания (сдвигоустойчивость грунта)
-ж/б с напрягаемой арматурой – по критерию отображенных трещин и давлению на грунт основания
3) конструкция и расчет нежестких аэродромных д.о.
К нежестким д.о. относят а/б покрытия на укрепленном/неукрепленном основании. Конструкция включает покрвтие, основание, дополнительный слой, грунт з.п. свойства материалов оцениваются теми же показателями, что и для жестких д.о: модуль упругости, предельная прочность на изгиб, растяжение, сцепление.
Конструкция назначается путем использования типовых проектов, решения которых рекомендовано к повторному применению.
Расчет нежестких аэродромных д.о. ведут по двум критериям прочности:
-критерий прочности по предельному относительному прогибу конструкции
-критерий прочности а/б от действия расчетной нагрузки с учетом повторения
Кроме того д.о.проверяют на морозостойкость и осушение (расчет толщины дренирующего слоя)