Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий.
Т.е. экспертиза – это1) установление соответствия, 2) принятие решения о допустимости.
Часто экологическую экспертизу называют предварительным экологическим контролем. Отличие экспертизы от контроля – деятельности как таковой ещё нет, она только намечается.
Объектами экологической экспертизы (в соответствии со ст.11, 12 ФЗ «Об экологической экспертизе») являются:
предпроектная и проектная документация по намечаемой деятельности
проекты нормативно-правовых и иных правовых актов, реализация которых
может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Уровни экспертиз (в том числе – государственной):
|
|
1) федеральный уровень (ст.11 ФЗ называет объекты государственной экологической экспертизы)
2) уровень субъектов РФ (ст.12 ФЗ).
Виды экологической экспертизы (в зависимости от субъекта, который её назначает и проводит):
1) государственная экологическая экспертиза
2) общественная экологическая экспертиза.
Принципы экологической экспертизы:
1) принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности
Т.е. любая намечаемая хозяйственная деятельность должна проходить государственную экологическую экспертизу. Это нереально. Поэтому органы гос. власти руководствуются Регламентом, а также ст.11, 12 ФЗ «Об экологической экспертизе».
2) ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию и непосредственное проведение экспертизы.
Заинтересованным лицом является инвестор намечаемой деятельности.
Инвестор финансирует деятельность, но обычно не обладает специальными знаниями в области намечаемой деятельности. От имени инвестора выступает заказчик.
Инвестор должен предоставить заказчику достоверную информацию.
3) принцип гласности и участия общественности в экспертизе
Этот принцип часто нарушается со стороны должностных лиц и государственных органов.
4) принцип научно-обоснованного, отвечающего требованиям закона заключения экологической экспертизы.
Т.о., результатом проведения любой экологической экспертизы является экспертное заключение.
Экспертное заключение может быть двух видов:
1) положительное (в котором деятельность признаётся соответствующей требованиям, и допускается её реализация на территории РФ)
|
|
2) отрицательное – в котором деятельность признаётся несоответствующей требованиям, и потому не допускается её реализация на территории РФ. Обязательно указываются причины, по которым сделаны соответствующие выводы, указываются рекомендации по возможной доработке объекта экспертизы.
При получении отрицательного экспертного заключения возможно 2 варианта действий:
1) заказчик и заинтересованные лица вправе обратиться в суд, обжаловав действия должностных лиц, проводивших экспертизу.
Суд лишь по формальным критериям прослеживает, насколько соблюдалась (не соблюдалась) процедура.
В случае выявления нарушений экспертизы суд назначает повторную экологическую экспертизу.
2) заказчик может последовать рекомендациям, изложенным в экспертном заключении, т.е. изменить, доработать объект и представить его на повторную экологическую экспертизу.