Основания деления норм права на отрасли

В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия:

1. Предмет правового регулирования;

2. Метод правового регулирования.

Они и выступают системообразующими факторами.

Предмет правового регулирования – совокупность общественных отношений, которые являются объектом воздействия права и регулируются нормами конкретной правовой отрасли.

Под предметом понимается то, что регулирует право, то есть определенные виды общественных отношений. Последние представляют собой сложную, многоаспектную категорию.

Предмет является главным, материальным критерием разграниче­ния норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содер­жание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя.

Требования к предмету правового регулирования:

- устойчивость;

- типичность;

- наличие характера повторяемости событий и действий;

- способность воспринимать правовые требования;

- возможность правового контроля со стороны государства и общества;

- заинтересованность государства в правовом регулировании.

Структура предмета правового регулирования:

1. Субъекты общественных отношений.

2. Содержание общественных отношений (поведение, поступки и действия субъектов).

3. Объекты общественных отношений, т. е. предметы объективного мира, связанные с поведением людей.

4) Социальные факты, т. е. события и жизненные обстоятельства.

Метод правового регулирования – совокупность приемов, средств и способов, с помощью которых государством регулируются общественные отношения.

Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.

Метод же служит дополнительным, юридическим критерием, так как произведен от предмета. Самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты. Ведь наличие различных видов общественных отноше­ний еще не создает само по себе системы права, не порождает автома­тически его отраслей.

Критерии, определяющие содержание метода правового регулирования:

1. Общее взаимоположение субъектов.

2. Порядок возникновения прав и обязанностей.

3. Степень определенности прав, предоставленных субъектам общественных отношений.

4. Способ и средства обеспечения прав и обязанностей субъектов общественных отношений.

Виды методов правового регулирования:

1. Императивный, который основывается на использовании властных предписаний государства, устанавливающих порядок возникновения конкретных прав и обязанностей субъектов регулируемых общественных отношений.

2. Диспозитивный, предоставляющий субъектам общественных отношений возможность самостоятельного выбора вариантов поведения, которые могут быть определены как по взаимному согласию, так и законом;

3. Метод дозволений, обязываний и запретов, который в пределах закона направляет поведение субъектов общественных отношений.

4. Субординационный, который предполагает строгое подчинение и обязательное исполнение решений вышестоящих органов государственного аппарата для нижестоящих.

5. Поощрительный, который представляет собой совокупность правовых средств премиального характера.

6. Метод автономии и равенства сторон, подразумевающий равное процессуальное положение и самостоятельность субъектов общественных отношений.

7. Рекомендательный, направленный на содействие и организационную помощь в виде различного рода рекомендательных актов.

8. В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных сочетаниях.

9. Иные методы правового регулирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: